«Как и великие итальянские портретисты эпохи Ренессанса,
он в своем трезвом и точном искусстве умеет быстрым штрихом
подчеркнуть самые таинственные движения,
самые мельчайшие оттенки чувств»
Ромен Роллан. 1913 год (Encyclopedie de la musique)
Клаудио Монтеверди родился в семье врача в городе Кремоне, что на севере Италии, 15 мая 1567 года. Он получил прекрасное образование в местном университете и его письма, а их сохранилось свыше пятидесяти, свидетельствуют о том, что научная подготовка не прошла напрасно и помогла композитору ясно и метко формулировать свои художественные взгляды.
В музыке же учителем Монтеверди был Марк Антонио Индженьери, капельмейстер при Пьемонтском соборе. Следует напомнить, что Кремона, где родился Монтеверди, издавна пользовалась славой своих мастеров струнных инструментов. До сих пор скрипки Антонио Страдивари, соотечественника Монтеверди, изготовленные еще в XVII, звучат в лучших концертных залах по всему миру. А тогда, почти четыреста лет назад, молодой Монтеверди научился блестяще играть на нескольких струнных инструментах, и известность его простиралась далеко за пределы города, где он родился и жил.
В 1590 году он был приглашен в качестве «исполнителя на виоле» и певца в капеллу герцога Виченцо Гонзага в Мантую. Постепенно, шаг за шагом, Монтеверди поднимался по лестнице придворной музыкальной службы и, наконец, в 1601 году он становится директором капеллы и одновременно – «маэстро камерной музыки». Под его управлением, таким образом, – придворные певцы и инструменталисты. Кроме того, на нем теперь лежат большие и не требующие никаких отлагательств, композиторские обязанности. Ведь организация частых придворных празднеств и музыкального их сопровождения были поручены Монтеверди.
Вместе с двором Виченцо Гонзага, Монтеверди много путешествует, становится свидетелем сцен войны во время венгерского похода против турок, посещает Фландрию и Антверпен. Путешествие же в Спа – уже тогда модное место для лечения минеральными водами – расширяет его музыкальный горизонт, знакомит с музыкой во «французском стиле», к которому Монтеверди должен был проявлять повышенное внимание, так как герцог Виченцо Гонзага был большим поклонником этого стиля. Центральное место в творчестве Монтеверди тех десятилетий, когда композитор был связан с двором герцогов Гонзага, занимает мадригал. К этому же времени относятся его первые оперные произведения: «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1607). Музыка «Орфея» полностью сохранилась и даже была напечатана при жизни Монтеверди в Венеции в 1609 году – событие чрезвычайно редкое по тем временам. А вот из всей «Ариадны» лишь сцена «Плача» героини, покинутой ее возлюбленным, сохранилась. Но и одной этой сцены достаточно, чтобы судить о том, какой предельной силы и глубины достиг музыкально-драматический язык Монтеверди. По свидетельству одного из современников, музыка эта была «в каждом доме», настолько она была популярна.
С 1590 по 1613 год, почти четверть века Монтеверди провел на службе у герцогов Гонзага. Он пришел к ним совсем молодым человеком, а ушел – на склоне лет, с пустым карманом и с разбитой семейной жизнью. В 1607 году умерла его любимая жена, придворная певица Клавдия Каттанео, оставившая ему двух сыновей, из которых один, Франческо, со временем стал музыкантом и композитором.
В 1613 году Монтеверди покинул тяготившую его службу у герцогов и направился в Венецию. Дорога оказалась сложной. По пути, композитор был ограблен бандитами и лишь по счастливой случайности живым добрался до города. Здесь, в Венеции с 1613 года и уже до конца дней своих Монтеверди состоял на службе в качестве капельмейстера при соборе Сан-Марко. В его капеллу входили не только певцы, но и инструменталисты, и это давало возможность выступать даже на балах. В этот последний период своей жизни Монтеверди пишет много музыки. И духовной и светской. Из духовной это, в основном, мессы. К примеру, одна из них посвящена концу грозной эпидемии чумы в 1631 году, когда население Венеции уменьшилось на сорок пять тысяч. К венецианскому периоду творческой деятельности Монтеверди относится ряд опер и балетов. Среди них «Поединок Танкреда и Клоринды». Опера написана в своеобразном жанре, где мадригальный стиль перерастает в драматическую сцену. Дошли до наших дней и две другие оперы Монтеверди: «Возвращение Одиссея в Отечество» и «Коронация Поппеи». Эта последняя опера была «лебединой песней» великого Клаудио Монтеверди. Он умер 29 ноября 1643 года. В одной из венецианских церквей до сих пор цела надгробная плита над его прахом.
Виктор Каширников