По свидетельству современников, известный французский композитор Жюль Эмиль Фредерик Массне «показал себя выдающимся выразителем любви и создал язык нежности, не похожий ни на какой другой. Мелодию Массне узнаешь среди тысяч. Ей свойственны проникновенная чувствительность, волнующая чувственность и гибкая грация…»
Он родился 12 мая 1842 года в небольшом городке Монто близ г. Сент-Этьена, расположенном в департаменте Луара, в семье директора завода. Свои первые уроки игры на фортепиано он, еще не достигнув шестилетнего возраста, получил от матери, а через пять лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он обучался игре на фортепиано у А. Лорана, гармонию ему преподавал А. Робер, Ф.Бенуа научил игре на органе, a композицию Массне изучал у профессора Амбруаза Тома. В 1863 году он закончил консерваторию с Большой Римской премией, что дало ему право дополнительно учиться в Италии, Германии и Австро-Венгрии. За границей он написал свою Первую сюиту. Но его самым сильным впечатлением этого времени была встреча с великим Ференцем Листом.
В 1866 году Жюль Массне вернулся в Париж, женился и начал активно сочинять музыку. И уже 3 апреля 1867 года в «Опера Комик» состоялась премьера его первой оперы “Двоюродная бабушка”. Успех ее не был триуфальным, но уже его следующее оперное произведение “Дон Сезар де Басан” (пост. 1872) имело значительный успех на парижской сцене. Дирижеры Ж. Падлу и Э. Колонн стали включать в свои программы увертюры и сюиты Массне. В 1873 году была поставлена античная поэма в вольном переводе Леконта де Лиля “Эринии” по Эсхилу. Музыка Массне, куда входила и его знаменитая даже и теперь “Элегия”, способствовала громкому успеху постановки у парижской публики. Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо в заглавной роли, оратория Массне “Мария Магдалина”, (священная драма Галле). Позднее, в 1903 году она была поставлена в Ницце как опера.
Но все-таки, подлинным триумфом для композитора стал день 27 апреля 1877 года, когда на сцене “Grand Opera” состоялась премьера его оперы «Король Лагорский». Неожиданно завоеванное признание буквально окрылило Массне. Он увенчан лаврами академика – в 36 лет становится членом Института Франции и вскоре приглашается на должность профессора Парижской консерватории. Восемнадцать лет он посвятил преподавательской деятельности. Среди его учеников – Альфред Брюно, П. Видаль, Р. Ан, К. Леру, Гюстав Шарпантье, Флоран. Шмитт, Шарль. Кёклен, Джорже Энеску и многие другие. Но даже те, кто не обучался у Массне, (например Дебюсси), испытали воздействие его чрезвычайно чувствительного и гибкого по выразительности декламационного вокального стиля.
Массне и теперь является самым популярным французским композитором. Он – большой труженик. Вставая обычно еще до рассвета, чтобы сочинять музыку, он работал порою по шестнадцать часов в день. Легко и быстро Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Центральное место в операх композитора занимают женские образы, в которых он как бы обобщал черты своих французских современниц; ведь недаром Массне называли “поэтом женской души”. Наиболее известными операми Массне являются “Манон” (пост. 1884, Париж), написанная по сюжету новеллы Прево, и “Вертер” по роману Гёте (пост. 1882, Вена). Эти оперы с их знаменитыми теноровыми ариями занимали почетное место и на русской сцене. Из других опер Массне выделяются “Иродиада” (пост. 1881, Брюссель), написанная по мотивам Г. Флобера, “Таис” по роману А. Франса (пост. 1894, Париж), “Сафо” по пьесе А. Доде (пост. 1897, Париж), “Наваррьянка” (пост. 1894, Лондон), “Жонглер богоматери” (пост. 1902, Монте-Карло).
Вообще же композитор написал 25 опер и около десяти ораторий и музыкально- театральных произведений. Среди сочинений Массне представляют также интерес колоритные симфонические сюиты, которые он называл сценами. 13 августа 1912 года Париж навсегда простился со своим кумиром.
Виктор Каширников