2 февраля 1883 года в семье главного раввина города Ростова-на-Дону Фабиана Иосифовича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер (Гнесиной) родился сын, будущий композитор Михаил Фабианович Гнесин. Его отец, уроженец одного из местечек неподалеку от Минска, пешком пришел в Вильно, чтобы получить приличное по тем временам образование, а мать была хорошей пианисткой, учителем которой был сам Станислав Монюшко. Она обладала незаурядным певческим голосом и могла бы посвятить свою жизнь музыке, но судьба сложилась иначе, и она стала матерью двенадцати детей, семеро из которых стали профессиональными музыкантами. В семье Гнесиных постоянно звучала музыка, и уделялось большое внимание музыкальному развитию детей. Первоначально они обучались у домашних учителей в Ростове, а затем стало необходимо основательное, профессиональное музыкальное образование.
В 1901 году Михаил Гнесин, несмотря на выдающиеся музыкальные способности, не был принят в Московскую консерваторию и лишь осенью 1902 года, в числе других талантливых претендентов, был принят в класс профессора Петербургской консерватории Н.А. Римского-Корсакова. За участие в событиях 1905 года Гнесин был выслан из Петербурга и возвращен обратно только в 1906 году. Тогда и произошло знакомство его с В.Э. Мейерхольдом. Известный актер и режиссер проявил исключительное внимание к работе студента консерватории Гнесина, посвященной вопросам актерской декламации. Идея состояла в записи произносимого актерами текста на нотный стан. С этого дня у молодого музыканта и уже маститого режиссера возникла дружба на все 33 года, то – есть до тех самых пор, пока В.Э. Мейерхольд не погиб в застенках НКВД.
После окончания консерватории Гнесин стал преподавать в музыкальных училищах Екатеринодара и Ростова-на-Дону, но часто наведывался в столицу. В преддверии весны 1912 года среди артистической молодежи Петербурга возникла замечательная идея о создании нового театра. Решено было для постановки спектаклей пригласить В.Э. Мейерхольда. За организацию театра взялись А.А. Мгебров и Борис Пронин. Они отыскали в Териоках заброшенную огромную дачу с большим парком. Вот в этой даче и была устроена театральная коммуна во главе с Мейерхольдом. А назвали себя коммунары весьма своеобразно – «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов» Начались репетиции, и летний сезон в Териоках ознаменовался несколькими спектаклями и пантомимами, прошедшими с неизменным успехом, и отмеченными петербургской театральной прессой. А осенью В.Э.Мейерхольд, вдохновленный успехами молодых актеров в Териоках, решил открыть свою новую театральную студию. Решение это входило в план создания им Нового театра. Вести занятия в студии он пригласил Ю.М.Бонди, С.М.Бонди, М.Ф. Гнесина и В.Н.Соловьева. М.Ф. Гнесин стал вести в студии занятия по актерской декламации (музыкальному чтению), изредка приезжая из Ростова. В остальное же время занятия по декламации проводил С.М. Бонди, получая соответствующие напутствия от композитора.
В самом начале творческого пути М.Ф. Гнесин писал преимущественно камерные инструментальные произведения и романсы. Ранние произведения Гнесина связаны с искусством символизма, это вокальные циклы на тексты К.Д.Бальмонта, Ф.К. Сологуба, и В.М. Волькенштейна. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А.И. Зилотти в Петербурге.
С начала 20-х годов Гнесин активно участвовал в строительстве социалистической культуры. Он один из первых композиторов, воплотивших революционную тематику в оркестровой музыке (симфония, монумент «1905-1917» на слова С.Есенина, 1925). Для позднего творчества характерны лирико-повествовательные и философские мотивы. Ему принадлежат: опера «Юность Авраама» (1923), кантата «Красной Армии» (1943), симфонический дифирамб «Врубель» (слова Брюсова 1911), секстет «Адыгея» (1933), романсы, в том числе цикл «Повесть о рыжем Мотеле» на слова И.П. Уткина (1929). Кроме того, Гнесин занимался обработкой народных песен и писал музыку к спектаклям и фильмам. Композитор посвятил много времени воспитанию молодых музыкантов. Был ректором Донской консерватории, профессором по классу композиции Московской и Ленинградской консерваторий, преподавал в Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Среди его учеников А.И. Хачатурян и Т.Н. Хренников.
Заслуженный деятель искусств, лауреат Сталинской премии, доктор искусствоведения, орденоносец, композитор М.Ф. Гнесин умер в Москве 5 мая 1957 года.
Виктор Каширников