«Джордж Гершвин – выдающийся американский композитор.
Он не стоял в стороне от жизни, не замыкался в “башню из звуков”.
О чем рассказывает его музыка? О простых людях,
об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни.
Вот почему его музыка по- настоящему национальна,
несмотря на оригинальность и необычность форм»
Д.Шостакович
26 сентября 1898 года в семье эмигрантов из России, в деревянном домике на Снидикер – авеню в Нью-Йорке родился мальчик – Джейкоб Гершович. Этому мальчику было суждено проложить мост между классической и популярной музыкой и оказать огромное влияние на формирование таких стилей, как джаз и блюз. А известность во всем мире композитор получил под псевдонимом – Джордж Гершвин.
Он вырос на улицах Ист-Сайда. Сорванец и уличный чемпион по конькам, в школе едва успевал, вызывая огорчение матери, которая пророчила сыну карьеру школьного учителя. В 1912 году она записала Джорджа в Коммерческую школу. Но ему не суждено было стать ни коммерсантом, ни учителем. Однажды на школьном концерте Джордж услышал в исполнении Макса Розенцвейга, впоследствии известного в Америке скрипача, «Юмореску» Дворжака. Восьмилетний Джордж был тогда так потрясен, что полтора часа после концерта ожидал солиста, несмотря на проливной дождь, а когда выяснилось, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой. Они подружились. «Макс открыл для меня мир музыки», – вспоминал с благодарностью композитор. В доме Розенцвейга Джордж научился играть на фортепиано, подбирая по слуху популярные мелодии.
У Джорджа были два брата и сестра. Старшему брату Айре родители купили пианино, но по настоящему им заинтересовался только Джордж, к удивлению родителей и к радости обоих братьев. И тогда было решено, что заниматься музыкой будет не Айре, а Джордж. Начался период интенсивной учебы. Несколько учителей музыки, которые занимались с юным музыкантом, ничему не научили его, и только Чарльз Хамбицер оказался именно таким учителем, в котором нуждался Гершвин. С 1915 года по рекомендации учителя, Джордж брал уроки гармонии и оркестровки у виолончелиста и композитора Киленого.
А между тем наступило время, когда юноше уже пора было зарабатывать себе на жизнь, и Джордж, особенно не рассчитывая на успех, пришел в издательство «Ремик и К». К его удивлению, он был принят на должность пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.
Работа не занимала много времени и позволяла ему активно занимается сочинением музыки. В 1916 году одна из модных певиц ревю, с успехом исполнила песню Гершвина «Когда вы заходите». И вот с этого времени Джордж становится известным в музыкальных кругах Бродвея. В феврале 1918 года Гершвин встретился с главой издательства Хармса, Максом Дрейфусом, который предложил композитору работу с оплатой 35 долларов в неделю. Теперь ему нужно было только сочинять музыку. И он успешно делает это. Совсем скоро Джордж буквально взлетает на вершину славы со своей песней «Суони», которую исполнял Эл Джолстон. В течение четырех лет Гершвин становится автором или соавтором около двух десятков постановок на Бродвее. В начале 1924 года им было создано одно из лучших его произведений – «Рапсодия в блюзовых тонах». И вот – премьера. Афиши сообщали, что предстоит «эксперимент в современной музыке». Никогда прежде в Иоулиэн-холле не собиралась столь разнообразная публика, как в тот день 12 февраля 1924 года. Зал был заполнен до отказа, а в передних рядах сидели признанные корифеи музыки: Л.Годовский, С.Рахманинов, Ф.Крейслер, И. Стравинский, Л.Стоковский и другие.
Поначалу «эксперимент» явно не удавался. Было скучно в жарком переполненном зале, а кое-кто даже потянулся к выходу. Положение было критическим, когда за рояль сел сам композитор. Дирижер Уайтман дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандро на кларнете сразу же наэлектризовало зал – ведь прием-то необычный для этого инструмента, – и вот мгновенно от скуки не осталось и следа! Преобразились и музыканты. Они делились эмоциями с неистощимой щедростью, искренне, от души. Уайтман дирижировал, не замечая, что по щекам его катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, каких никогда не слышали в этом зале. Слава о замечательном композиторе разнеслась по всей Америке.
В 1926 году Джордж прочитал роман Д.Хэйворда Порги. С тех пор мысль о создании оперы на сюжет этого романа не покидала композитора, и только в августе 1935 года мысль эта нашла свое реальное воплощение. Он закончил свою оперу «Порги и Бесс». А 30 ноября 1935 года в бостонском «Колониэл-театре» состоялась ее премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа не умолкало море аплодисментов и восторженных возгласов. В этой опере впервые в истории музыкального театра Америки негры были показаны с глубоким сочувствием и уважением. Никогда прежде американская музыка не сверкала такими разнообразными народными интонациями. В основе ее – блюзы и спиричуэлс, духовные гимны и элементы джаза, негритянские песни и европейская классическая музыка – оперная и симфоническая.
Напряженный ритм работы над «Порги и Бесс» требовал отдыха, и Джордж на четыре недели отправился в Мексику. Это путешествие восстановило силы композитора, и он вернулся домой полный энергии и творческих планов. Но судьба распорядилась по- другому. На одном из концертов Гершвин вдруг на мгновение потерял сознание и пропустил несколько тактов. Усилием воли ему удалось взять себя в руки и сыграть все до конца. В течение трех месяцев композитор несколько раз терял сознание и жаловался на сильную головную боль. Трудно было поверить в то, что он серьезно болен. Прекрасно физически сложенный, в хорошей спортивной форме, Джордж казался олицетворением здоровья. Но он не переставал жаловаться на головные боли и в первых числах июля вдруг потерял координацию движений. 9 июля врачи обнаружили, наконец, причину недомогания – опухоль мозга. Спасти композитора не удалось, и он скончался утром 11 июля 1937 года. Небывалый проливной дождь шел в день его похорон в Нью-Йорке на кладбище Маунт-Хоуп. Тысячные толпы потрясенных американцев пришли проводить его в последний путь. Ему было 38 лет.
Виктор Каширников