Знаменитый пианист и композитор Доменико Скарлатти родился в 1685 году в Неаполе в семье основателя неаполитанской музыкальной школы, великого Александра Скарлатти. Учителями его были сначала отец, а потом в Риме Доменико учился у Ф.Гаспарини, Б. Марчелло и Ф. Дуранте. Вскоре молодой музыкант стал пользоваться известностью, как непревзойденный виртуоз фортепианной и органной игры. С 1701 года он служит органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Четыре года спустя он переезжает в Венецию, а затем обосновывается в Риме. Здесь Доменико поступает на службу к польской королеве – изгнаннице Марие Казимире. Он писал оперы для ее домашнего театра.
Когда в Рим приехал Г.Ф.Гендель, кардинал Оттобони рекомендовал немецкому композитору Доменико Скарлатти, в качестве одного из главных представителей итальянской виртуозной фортепианной и органной игры. Состязание для обоих виртуозов окончилось весьма почетно, и хотя в органной игре немецкая школа восторжествовала над итальянской, между музыкантами с тех пор возникли теплые, дружеские отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Гендель научил Скарлатти поистине виртуозной технике игры на органе. В 1715 году популярный музыкант был назначен капельмейстером церкви св. Петра в Риме. Прослужив здесь четыре года, Доменико Скарлатти был приглашен в качестве “maestro al cembale” в итальянскую оперу в Лондон. Здесь в Лондоне он поставил свою оперу “Narciso”.
В том же году королем португальским композитор был приглашен в Лиссабон в качестве придворного пианиста и учителя дочерей короля. Доменико жил в Лиссабоне с 1721 по 1728 год, лишь изредка и ненадолго выезжая на родину в Италию. По некоторым сведениям, именно здесь, в Лиссабоне, Скарлатти сочинил большинство своих клавесинных пьес. С 1729 года он стал постоянно жить в Мадриде, исполняя здесь службу придворного капельмейстера. С этого времени творческая судьба композитора была связана со службой у Марии Барбары, одной из дочерей португальского короля, ставшей испанской королевой. В Испании слава Доменико Скарлатти достигла небывалой высоты. Здесь он написал большую часть своих произведений, принесших ему эту славу. Им была создана своя уникальная школа, из которой вышли впоследствии талантливые музыканты, воспринявшие его принципы. Историческое значение Скарлатти определяется в первую очередь его клавирными сочинениями, созданными в Испании. Его оперы, светские и духовные вокальные произведения, несомненно, талантливы, хотя и не возвышаются над уровнем похожих сочинений других композиторов того времени. Но в клавирной музыке ему, безусловно, не было равных. В технике же игры на клавесине он применил многое из того, что почти через столетие композиторы-пианисты считали своим открытием, забывая о том, что эти приемы игры применил первым великий итальянец Доменико Скарлатти.
Блистательное мастерство, придворная служба и громкая слава не стали для композитора, как и для многих его предшественников, гарантией спокойной и обеспеченной старости. Его былые почитатели и покровители отвернулись от него, когда он состарился и стал больным. Он провел свои последние дни в бедности и страданиях. Композитор умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив практически без средств к существованию свою большую семью.
Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), 555 сочинений для клавишных инструментов, преимущественно для клавесина, частично для органа, шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат и несколько произведений духовной музыки. При жизни его были опубликованы лишь немногие его сочинения. Среди них скромно названные композитором «Упражнения для клавесина». Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая это издание. В авторском предисловии говорится: «Не жди – будь ты дилетант или профессионал – более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина… Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном».
Виктор Каширников