«Пальцы Д.Фильда сами падали на клавиши,
подобно крупным каплям дождя
и рассыпались жемчугом по бархату»
М.И. Глинка
25 июля 1782 года в Дублине в семье музыкантов родился знаменитый ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд. Отец его прекрасно играл на скрипке, а дед был известным в Ирландии органистом. Домашние занятия под наблюдением отца и деда сочетались с учебой у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани. Весьма рано обнаружился талант маленького музыканта, и уже в десятилетнем возрасте он дает в Дублине свой первый концерт. В 1792 году семья переезжает в Лондон, и здесь Джон начинает служить в магазине музыкальных инструментов М. Клементи. Мальчик демонстрировал в магазине игру на инструментах фирмы «Клементи» для покупателей, а М.Клементи давал уроки юному музыканту. В 1802 году Джон сопровождал М.Клементи в его концертной и коммерческой поездке в Европу. Юноша и сам много выступал в Париже.
Местная пресса не раз отмечала тогда тонкость его интерпретаций фуг И. Баха и Г. Генделя. Побывав в Вене, Джон Фильд некоторое время совершенствовался в контрапункте и брал уроки фортепианной игры у И.Альбрехтсберга. Из Вены Джон отправился с Клементи в Петербург. Случилось так, что он здесь поселился надолго, начал давать уроки музыки, и в короткое время приобрел известность превосходного учителя. Концертный дебют Джона Фильда в Петербурге состоялся в 1804 году в доме князя Голицына. Теперь к славе учителя прибавилась еще и звание лучшего петербургского пианиста. У него занимались многие любители и профессионалы. Его учениками в разное время были А.Верстовский, А.Дюбюк, А.Гурилев, М.Глинка и Ш. Майер.
Джон Фильд был близко знаком с А.Грибоедовым, встречался с А.Пушкиным в петербургском салоне польской пианистки Марианны Агаты Шимановской, где собирались польские и русские писатели, музыканты, художники и ученые. Петербургский период в жизни композитора стал временем наиболее интенсивной концертной, педагогической и композиторской деятельности. С 1821 года Джон Фильд десять лет работал в Москве.
В 1832 году, после тридцатилетнего пребывания в России, композитор возвращается в Лондон, где с громадным успехом проходят его концерты. Время от времени Джон Фильд совершает концертные поездки по Европе. С постоянным успехом проходят его концерты в Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии. Современники особенно высоко ценили исполнение Фильдом его собственных сочинений, отмечая выразительность, точность и законченность его игры, игры, которая вызывала «полное очарование». Здесь следует сказать, что Джон Фильд, являясь крупнейшим представителем так называемой лондонской школы пианизма, создал свое, новое направление в исполнительском искусстве. Он стал одним из первых представителей романтизма в искусстве игры на фортепиано. Композитору принадлежит и создание нового жанра фортепианной музыки – ноктюрна. Уже первые ноктюрны, написанные в России в 1814 году, принесли Джону Фильду неувядаемую славу, и несколько десятилетий были любимыми произведениями русских музыкантов и благодарной публики. Не меньшей известностью пользовались и его фортепианные концерты.
Образ жизни композитора сильно повлиял на его и так слабое здоровье, и он вынужден был отправиться в Неаполь для лечения. Здесь он знакомится с известным русским семейством и, получив очень выгодное предложение, окончательно переезжает в Москву.
Конечно же, и то, что значительную часть жизни Джон Фильд прожил в России, сыграло в этом свою роль. Его товарищи, друзья и любимый им круг общения были в России. Но прожил на этот раз он здесь недолго.
Талантливый ирландский композитор нашел свой последний приют на московском Введенском кладбище в 1837 году, прожив всего 55 лет. Как ни печально, но его вторая родина Россия традиционно безразлично относится к памяти людей, немало сделавших для ее славы. Джон Фильд не стал исключением. Даже в 1982 году, в год 200-летия рождения «русского Фильда», никто не удосужился положить на его могилу ни одного цветочка…
Виктор Каширников