Французский композитор, замечательный педагог и музыкально-общественный деятель Альбер Руссель родился 5 апреля 1869 года в Туркуэне, что в департаменте Нор. Сильнейшим впечатлением его детства становится потеря родителей. С семи лет он остается сиротой и воспитывается дедом, музыкантом-любителем, человеком довольно преклонного возраста. Ребенок часто был предоставлен самому себе и уже тогда, в мечтах своих он колебался между музыкой и морем. После кончины дедушки Альбера, его берут на воспитание дядя и тетка; они обучают его игре на фортепиано. Мальчик поступает в колледж Туркуэна, а каникулы проводит обычно на берегу моря в Бельгии. Его тяга к морю увеличивается и в пятнадцать лет он решает стать моряком. Позднее в Париже Альбер продолжил образование в колледже Станислава. И вот здесь преподаватель фортепиано, органист Штольц, знакомит юношу с классической музыкой.
В 1887 году исполняется заветное желание Альбера, – он принят в Морскую школу и уходит в море на борту корабля «Борда». На борту находилось пианино, и Альбер часто играл на нем польки и вальсы, когда морякам хотелось потанцевать, а по воскресеньям осуществлял музыкальное сопровождение религиозных месс, между прочим, иногда импровизируя на темы из «Прекрасной Елены». Здесь, на корабле, Руссель и начал сочинять свою первую музыку. Это «Фантазия» для фортепиано со скрипкой и опера, вдохновленная индийской легендой. В 1893 году он отправляется в плавание в Кохинхину на крейсере «Стикс». По возвращении уходит в отпуск и начинает изучать гармонию с директором консерватории в городе Рубе, затем направляется в Париж к знаменитому органисту Жигу, который и становится его первым настоящим учителем.
В 1894 году после долгих колебаний и сожаления Руссель уходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. В Морской школе Руссель изучал астрономию, черчение и математику и сохранил к ним интерес на всю жизнь. Склонность к математическим наукам оказала влияние на формирование творческой индивидуальности композитора.
В 1921 году Руссель возвращается к морю; он переселяется в Варанжвиль. Его красивый дом «Вастериваль» стоит на крутом берегу. Он подолгу молча любуется морем из окон дома… «Вастериваль» – тихая пристань композитора, где он пишет свои самые значительные произведения. С раннего утра, подтянутый, в галстуке, он уже сидел за работой. Обычно он начинал трудовой день с чтения книг по алгебре.
Руссель больше всего ценил свои симфонии, завоевавшие настоящую мировую славу. Всего он написал их четыре. Уже во Второй симфонии си-бемоль мажор, композитор решительно отходит от импрессионизма. Он создает музыку, проникнутую глубокими лирическими раздумьями, музыку, которая становится отражением в звуках многогранной личности самого композитора. Третья симфония была написана по заказу С.Кусевицкого и была впервые исполнена в Америке в 1930 году Бостонским симфоническим оркестром под его управлением. Уже позднее эта симфония прозвучала почти во всех странах мира. Через пять лет, состоялась премьера Четвертой симфонии Русселя. Это был настоящий триумф, и хотя на симфонических концертах бисировать не положено, Скерцо, все-таки, исполнялось на бис.
В числе других произведений Русселя опера-балет «Падмавати», опера-буфф «Завещание тетки Каролины», балеты «Вакх и Ариадна», «Пир паука» и «Эней», фортепианный концерт, пьесы для фортепиано, камерные сочинения, песни и хоры.
Руссель был серьезным и вдумчивым педагогом, из класса которого вышли видные музыканты – Алексис Ролан-Манюэль, Поль Ле Флем, Эрик Сати и Эдгар Варез. Первую мировую войну Руссель провел на фронте, вступив добровольцем в армию. В 1935 году композитор был избран президентом Народной музыкальной федерации Франции.
Композитор умер 23 августа 1937 года. Его похоронили на кладбище Варанжвиля, расположенном над самым морем на утесе. Жена выполнила его последнюю волю, как выполняла при жизни малейшие его желания. Он слышит «постоянный рокот моря», как о том мечтал. «Не плачь никогда, – сказал он ей, умирая, – и запомни, что я обязан тебе одной всем, что смог осуществить в жизни…».
Виктор Каширников