rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Клод Ашиль Дебюсси

«Музыка – математика таинственная, и элементы ее входят в состав Бесконечности. Музыка ответственна за движение вод, за игру воздушных течений, колеблемых изменчивым ветром; нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением, — это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами, — я имею ввиду книгу Природы…»
Клод Ашиль Дебюсси

Он родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Отец будущего композитора, владелец небольшой посудно-фаянсовой лавки, через два года после рождения сына переехал в Париж и начал работать бухгалтером в частной коммерческой фирме. В семье не было каких-либо музыкальных традиций, а потому детские музыкальные впечатления Клода крайне редки и случайны и ограничиваются лишь несколькими посещениями опер и слушаниями военного оркестра. На рояле он играет с девятилетнего возраста и, после нескольких эпизодических уроков, мальчик начинает всерьез увлекаться музыкой и легко подбирает услышанные мотивы. Музыкальная одаренность Клода привлекла внимание знакомой пианистки, в молодости учившейся у Шопена, мачехи знаменитого впоследствии поэта Поля Верлена. По ее настоянию, родители Клода отказываются от намерения сделать сына моряком и в 1873 году отдают мальчика в Парижскую консерваторию. Здесь Клод проходит курс сольфеджио у А. Лавиньяка и учится игре на фортепиано у А.Ф. Мармонтеля. Он охотно посещает класс чтения партитур профессора О. Базиля и успешно изучает композицию профессора Эрнеста Гиро, в классе которого создаются первые произведения молодого композитора.
В 1879 году русская миллионерша и меценатка Н. Ф. фон-Мекк, известная своими необычными взаимоотношениями с П.И. Чайковским, обратилась к Мармонтелю с просьбой порекомендовать ей, на время, пианиста для домашних концертов. Мармонтель назвал ей семнадцатилетнего Дебюсси. И вот Клод Дебюсси сопровождает Н.Ф. фон-Мекк в ее поездке по Европе; они посещают Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. В Вене Дебюсси впервые слышит «Тристана и Изольду» Вагнера – музыкальную драму, оказавшую сильнейшее влияние на все его творчество. После поездки по Европе Н.Ф. фон-Мекк отправляется в Россию, где Дебюсси проводит лето. В доме фон-Мекк он впервые знакомится с творчеством П.И.Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова.
Возвратившись в Париж, Дебюсси продолжает занятия в консерватории. Кроме того, в поисках заработка, он поступает аккомпаниатором в вокальную студию госпожи Моро-Сенти. Здесь он знакомится с талантливой певицей-любительницей госпожой Мари Бланш Ванье, которая вводит юношу в круг парижской художественной интеллигенции и становится предметом страстной привязанности Клода на многие годы. Для госпожи Ванье Дебюсси создает целую серию романсов, среди которых такие шедевры, как «Мандолина», «Марионетки», «Под сурдинку». В 1883 году Дебюсси получает вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Год спустя французская Академия награждает его Большой Римской премией за кантату «Блудный сын», и в 1885 году композитор отправляется за казенный счет в Рим, где ему предстоит жить и работать на знаменитой вилле Медичи вместе с другими лауреатами Римской премии. Через несколько месяцев Дебюсси, по традиции Академии, посылает в Париж симфоническую оду «Зулейма», а еще через год двухчастную сюиту для хора с оркестром «Весна», затем следует написанная уже в Париже «Дева избранница». Эти произведения были встречены в Академии изящных искусств весьма настороженно. Именно тогда впервые прозвучало слово «импрессионизм» в негативном смысле по отношению к музыке Дебюсси. Его смелый разрыв с академической традицией в музыке привел, в конце концов, к полному разрыву Дебюсси с парижской Академией. В это время творчество композитора навсегда отходит от консервативного музыкального стиля. Он сближается с кружком поэтов, возглавляемых Стефаном Малларме, и оттуда черпает уверенность в правильности своего творческого пути. Знаменитые «вторники» Малларме в его квартире на Римской улице 89, служили средоточием избранных. Участвовать в них значило почти то же самое, что получить из рук хозяина свидетельство об аристократизме духа. Здесь Дебюсси встречается с поэтами и художниками и среди них находит будущих друзей – это поэты Пьер Луис, Поль Верлен, художники – Морис Дени и Уистлер. Кружок Малларме стремился к синтезу всех искусств, к привлечению представителей разных искусств. Из музыкантов в этом движении принимал участие один Дебюсси. Другие молодые композиторы Франции были глухи к новым течениям художественной мысли. Зато рядом всегда были друг Дебюсси, композитор Эрнест Шоссон и его почитатель – другой французский композитор Поль Дюка.
Весной 1893 года на долю Дебюсси выпал первый большой успех. В концерте Национального обществе была исполнена его кантата «Дева – избранница». Пришедшая на премьеру публика была потрясена ясными, изящными мелодическими образами, свежестью гармоний и чарующим мастерством оркестровки. Даже самая консервативная критика высоко оценила тогда сочинение композитора, обладающего столь неоспоримым даром художника новой школы. Вдохновленный успехом, Дебюсси продолжает активно работать. Он пишет оркестровую «Прелюдию к послеполуденному отдыху фавна» и трехчастную симфоническую поэму-сюиту «Ноктюрны»
Дата 22 декабря 1894 года знаменует первое исполнение «Прелюдии к послеполуденному сну фавна» в концерте Национального общества и признается важнейшей в истории новой французской музыки. В сочинении композитор раскрыл неведомые прежде уникальные возможности импрессионистской палитры.
Но самым важным достижением Дебюсси является его исключительная по искренности, интимная музыкальная драма «Пеллеас и Мелизанда». «…Я сделал попытку подчиниться закону красоты, который странным образом забывают, когда дело идет о драматической музыке: действующие лица моей драмы стараются петь как реальные люди, а не на условном языке, составленном по устаревшим традициям». Так писал тогда об этой своей работе Дебюсси. А Ромен Роллан, на мой взгляд, очень точно определил социальный смысл этого произведения. «…Никто не может ничего изменить в порядке событий. Наперекор иллюзии человеческой гордыни, мнящей себя господином, неведомые и непреодолимые силы определяют от начала и до конца трагическую комедию жизни. Никто не ответственен за то, чего хочет, за то, что любит; самое большее, если знают, чего хотят и что любят. Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование, сделавшее его еще более заразительным и непреодолимым».
Ранней весной 1918 года Париж переживал тяжелые дни. Огромная крупповская пушка «Толстая Берта» с истинно немецкой методичностью обстреливала город, принося огромные разрушения. А в это время в скромной парижской квартире умирал один из величайших мастеров французской музыки. Сквозь толстые стены до слуха умирающего доносились глухие разрывы немецких снарядов, раздававшиеся с дьявольской регулярностью каждые шестьдесят минут. В десять часов вечера прекратился обстрел города. В десять часов вечера 25 марта остановилось сердце Клода Дебюсси – гениального музыканта, пламенного патриота Франции. Ему было 56 лет. Смерть его была малозаметной, а похороны на кладбище Пасси — немноголюдными. Другие заботы обуревали тогда парижан. Но сегодня трудно найти во всей французской музыке композитора, чья роль в создании нового для своей эпохи творческого направления и стиля была бы так ярко обозначена, как роль Клода Дебюсси.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.