14 октября 1585 года в Кёстрице, что неподалеку от небольшого немецкого городка Гера, в семье богатого бюргера родился мальчик, которому было суждено стать выдающимся немецким композитором. Имя его – Генрих Шютц. Уже с раннего детства он привлекал внимание окружающих своими музыкальными способностями и замечательным, чистым голосом и в 1598 году ландграф Мориц, восхищенный его талантом взял Генриха с собой в Кассель, где он стал служить хористом и учиться музыке у придворного капельмейстера Отто.
В 1607 году Шютц поступил на юридический факультет Марбургского университета. Однако музыка влекла его значительно сильнее, чем юридическая наука и по совету ландграфа Морица и при его финансовой поддержке он через два года покидает университет и направляется в Венецию, где занимается музыкой у знаменитого в то время Джованни Габриэли и становится его любимым учеником. Успешная учеба продолжалась свыше трех лет и лишь после смерти учителя в 1613 году, Штюц возвратился в Кассель ко двору своего покровителя. К этому времени за Генрихом Шютцем прочно закрепилась слава замечательного музыканта, чему немало способствовала его изданная книга пятиголосных мадригалов. В 1615 году талантливый музыкант был замечен курфюрстом Иоганном Георгом I , который пожелал, чтобы Шютц стал дрезденским придворным капельмейстером, Противостоять воле курфюрста ландграфу Морицу было невозможно, и музыкант подчинился своей судьбе. С этих пор, лишь с небольшими промежутками, он исполнял обязанности придворного дрезденского капельмейстера. В этом качестве Шютц должен был отвечать за музыкальное оформление важнейших дворцовых церемоний, обеспечивать капеллу квалифицированными исполнителями и наблюдать за музыкальным воспитанием мальчиков – хористов. У него прошли обучение будущие композиторы К.Бернгард, И.Тейле и М.Векман. В 1619 году вышел первый сборник духовной музыки Шютца «Псалмы Давида», посвященный курфюрсту. В этом же году произошло знаменательное событие в жизни композитора. Он женился на Магдолине Вильдек. Семейное счастье продолжалось, однако недолго; через шесть лет жена умерла, оставив двух дочерей на попечение своей матери. Жизнь при дворе допускала возможность частых отлучек Шютца, как по собственным делам, так и по поручениям курфюрста. В 1627 году по случаю свадьбы дочери курфюрста Софии Элеоноры в Торгау была поставлена единственная опера Шютца «Дафна» – произведение, с которого собственно и началась история национальной немецкой оперы. В 1628 году Генрих Шютц во второй раз посещает Венецию, где знакомится с Монтеверди и с новейшими тенденциями итальянской оперной и церковной музыки.
Не утихающая тридцатилетняя война в Европе губительно подействовала и на жизнь дрезденской капеллы. Число музыкантов и певцов капеллы дошло до минимума и Шютц, прервав из за этого свою деятельность капельмейстера дрезденской капеллы, в 1633 году отправился в Копенгаген, потом в Брауншвейг и Лунебург, а затем в Дению. В 1642 году он вернулся в Дрезден и стал усиленно хлопотать о восстановлении своей капеллы.
Хлопоты увенчались успехом, и дрезденская капелла благодаря заботам и энергии ее капельмейстера, была возрождена в своем прежнем величии, а Шютц был принят при Брауншвейгском дворе и пользовался симпатиями герцогини Софии-Елизаветы. В 1645 году Шютцу было поручено учреждение вольфенбютельской капеллы, и через год он получил звание ее пожизненного капельмейстера.
Неувядающая и по сей день, слава композитора Шютца основана на его образцовых духовно-драматических произведениях. Из них наиболее замечательны: «Священные симфонии», «Воскресение Христово», «Семь слов Спасителя на кресте» и музыка на страсти Господни, на текст четырех евангелистов. Музыка всех этих произведений отличается строгой, возвышенной простотой. Перу Шютца принадлежит также множество арий, дуэтов, мотетов и других вокальных и инструментальных сочинений.
Величайший немецкий композитор XVII века Генрих Шютц умер в Дрездене 6 ноября 1672 года, прожив долгую интересную жизнь. Ему было 87 лет.
Виктор Каширников