rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Модест Петрович Мусоргский


Русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 16 марта 1839 года в селе Карееве, Торопецкого уезда, Псковской Губернии. Бабушка его Арина Егоровна была крепостной: незаконнорожденный сын ее, Петр Алексеевич, отец композитора, лишь впоследствии, уже взрослым, был усыновлен отцом своим, помещиком Алексеем Мусорским. (Лишь позже в фамилию была введена буква «г»).

Модест Петрович Мусоргский

Музыкой Модест начал заниматься рано, под руководством матери и на седьмом году, уже играл небольшие сочинения Листа. На десятом году жизни он был отвезен в Петербург и определен в Петропавловскую школу, откуда через 2 года перешел в приготовительный класс Комарова, а по истечении некоторого времени, поступил в школу гвардейских прапорщиков. Годы учебы связаны и с началом серьезных музыкальных занятий: мальчик берет уроки фортепианной игры у Герке, одного из лучших в то время преподавателей. По окончанию школы в 1856 году, 17-ти летний Мусоргский зачисляется подпрапорщиком в Преображенский полк. К этому времени относится, имеющее большое значение в жизни Мусоргского, знакомство с Даргомыжским и Балакиревым. Модест начал брать у них уроки по теории музыки, которые, как говорил Балакирев, перешли потом в дружеские беседы. 20-ти летний Балакирев стал идейным руководителем и учителем композиции своего младшего товарища. В 1857 году к ним примкнул молодой военный инженер, большой любитель музыки Ц.А.Кюи. Совместные занятия музыкой трех молодых людей (на них часто присутствовал еще и художественый критик В.В. Стасов), положили начало существования «балакиревского» кружка, к которому в 1861-1862 году примкнули Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Кружок этот вошел в историю музыкальной культуры под названием «Могучей кучки» или «Новой русской школы».

Летом 1858 года 19-ти летний Мусоргский оставляет военную службу, решив целиком посвятить себя музыке. Он пишет песни «Калистрат», «Спи усни крестьянский сын», «Светик Савишна», «Гопак», «Семинарист», «Ах ты пьяная тетеря». С 1863 по 1867 годы, Мусоргский работает над созданием оперы «Саламбо», но не заканчивает ее. В 1868 году, под влиянием оперы «Каменный гость» Даргомыжского, он начал писать оперу на текст комедии Гоголя «Женитьба». Написав первый акт, быстро охладел к своему новому созданию, почувствовав ложность поставленной перед собой задачи.

Осенью 1868 года Мусоргский начал писать оперу на сюжет трагедии Пушкина «Борис Годунов». Через два года работа была закончена. Представленная в театральную дирекцию опера была решительно отвергнута. После неоднократных переделок, в 1874 году она была, наконец, поставлена. Постановка «Бориса Годунова» вызвала настоящую бурю негодования со стороны консервативной критики. Говорили про безграмотность, грубость, безвкусие и нарушение новой оперой устоявшихся традиций. Молодежь же приняла ее с восторгом и со страстным воодушевлением распевала хоры из нее. Самым тяжелым ударом оказалась статья Кюи. В ней это произведение Мусоргского оценивалось, как незрелое, слабое, полное недостатков, происходящих, якобы, от неразборчивого, спешного сочинительства. Никто не ожидал такой статьи от одного из членов «Могучей кучки». Дружеский творческий коллектив распадается. С этого времени начинаются особенно хмурые дни в жизни композитора. Один за другим умирают близкие любимые люди: художник В.Гартман (под впечатлением выставки картин которого, создал Мусоргский свою замечательную сюиту «Картинки с выставки»). затем любимая женщина Н.П.Опочинина и в 1878 году один из самых близких друзей О.А.Петров. Все эти события привели к сильному обострению давней известной слабости композитора. Становятся практически ежедневными ресторанные застолья с обильными возлияниями в одиночку или в компании вновь приобретенных знакомых и приятелей. Не имея своего угла, он скитается по разным адресам и живет, где придется. В феврале 1881года домохозяева, (как это было уже не раз) снова выгнали Мусоргского из его жалкой комнатушки за неуплату денег. В отчаянии он пришел к своей знакомой Леоновой, прося приютить его. В тот же вечер с ним случился первый припадок, предвестник страшной падучей болезни, которая привела его к смерти. Стараниями друзей его поместили в Николаевский военный госпиталь. В начале марта наступает улучшение его состояния. Так совпало, что в это же время в Петербург приезжает старый друг, художник Репин. Было решено написать портрет Мусоргского. Четыре дня живописец работал, кое-как примостившись у столика, перед которым сидел в больничном кресле его друг Модест. Пятый сеанс не состоялся – Репин спешно уехал по делам в Москву, а в госпитале нашелся доброхот, который снабдил Модеста Петровича бутылкой коньяка. Немедленное ухудшение вновь обрушивается на Мусоргского. 16 марта 1881года в пять часов утра он умирает от паралича сердца. Ему было всего 42 года. Не законченными остались многие произведения композитора, в том числе и « Хованщина».

Модест Петрович Мусоргский

После смерти Мусорского все оставшиеся рукописи и наброски были переданы Н.А.Римскому-Корсакову для приведения их в порядок. Огромная работа была выполнена талантливо и добросовестно. Композитор В.Каратыгин, произведя тщательнейшее сличение оригинала «Хованщины» с новой редакцией, говорил: «Для меня Р.-Корсаков не только редактор «Хованщины», хотя и превосходный. Он скорее соавтор ее….», и далее: «Жарким огнем творческой гениальности горят ее лучшие страницы. Этот гений – тот композитор, что не умея подчас правильно расставить диэзов и бемолей, владел тайной высших художественных откровений , художник, у которого были связаны руки, но широко распущены крылья живой и свободной фантазии, это – Мусоргский».

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.