Кароль Шимановский родился 6 октября 1882 года в деревне Тимошовке Киевской губернии в семье польских аристократов Корвин-Шимановских, ведущих свою родословную от древних времен польской истории. После рождения мальчика его родители Анна и Станислав Шимановские жили во втором имении семьи – Орловой Балке, но затем вновь вернулись в Тимошовку. Кароль рос среди музыкально одаренных детей, бывавших и живших в доме Шимановских, в числе которых были и его троюродные сестра и брат Наталия и Генрих Нейгаузы. Мальчик увлекался чтением, так как не мог участвовать в играх со сверстниками из за серьезного заболевания ноги, которое развилось после сильного ушиба в четырехлетнем возрасте. Позднее знаменитый московский хирург Н.В. Склифосовский сделал ему операцию, после которой боли прекратились, но на всю жизнь осталась легкая хромота. Зиму семейство проводило в Елизаветграде.
Дом родителей был своеобразным центром музыкальной культуры. Семья, давшая миру стольких известных музыкантов, оказала сильное влияние на музыкальное развитие мальчика. Первым учителем его стал отец, прекрасный пианист, Станислав Шимановский, а затем учителями стали его родственники – Густав и Генрих Нейгаузы и Феликс Блюменфельд. Сильнейшие впечатления детства были связаны с оперой. В Елизаветграде Кароль побывал на представлении оперы «Русалка» Даргомыжского, а в Вене услышал оперу «Лоэнгрин» Вагнера. Под впечатлением от этих произведений Кароль сочинил несколько опер, которые незамедлительно нашли воплощение на домашней сцене.
Закончив заочное обучение в гимназии, Шимановский продолжил занятия музыкой в Варшаве. С 1901 по 1905 годы он брал частные уроки у известных музыкантов – профессоров М.Завирского и З.Носковского и сразу же был признан их самым талантливым учеником. Творчество Шимановского в период учебы в Варшаве развивалось под влиянием любимых композиторов – Шопена, Вагнера и Скрябина, музыкой которого он увлекся еще в Тимошовке. Интерес к музыке Скрябина не был случайным. Шимановского привлекала лирическая экспрессия и эмоциональная напряженность музыки композитора, интеллектуальный склад личности и его философское ощущение мироздания.
В Варшаве Шимановский сближается с молодыми композиторами, которые вскоре объединяются в содружество «Молодая Польша в музыке». В него входили:
Л. Ружицкий, Г. Фительберг и А.Шелюто. Летом 1905 года содружество было реорганизовано в творческое объединение – «Издательское общество молодых польских композиторов» с центром в Берлине, основной целью которого стало издание собственных сочинений и исполнении их за границей. Первый концерт содружества состоялся 6 февраля 1906 года и имел шумный успех. Летом 1911 года возник план организации цикла концертов Шимановского при финансовой поддержке князя Любомирского. Концерты, в программу которых вошли Вторая симфония и Вторая соната прошли в Вене, Дрездене и Лейпциге, а затем в Кракове, Львове и Варшаве и были признаны крупнейшим музыкальным событием. После блестящего венского успеха музыка Шимановского получила широкое европейское признание.
Творчество Шимановского этого периода отличается поисками взаимодействия между смежными видами искусства и обогащением выразительных средств и технических приемов. Произведения, созданные с 1913 по 1918 годы отличаются оригинальностью замысла и совершенством его воплощения. Почти все они были написаны в Тимошовке, где Шимановский вынужден был долго находиться в связи с начавшейся Первой мировой войной и октябрьским переворотом в России. Творческие поиски Шимановского этого период оказались созвучны эстетике модернизма и символизма.
Несмотря на войну, композитор вел до 1917 года образ жизни мирного времени. Зиму он, как и многие состоятельные украинские помещики проводил в Киеве, где семья снимала дом в центре города. Часто наведывался в Москву и Петербург где встречался с выдающимися русскими музыкантами. Октябрьский переворот принес Шимановскому крушение налаженного быта и творческих планов. В начале 1917 года были отменены премьеры в Москве и Петрограде, в конце года была разграблена и сожжена родная Тимошовка. С 1917 по 1919 год композитор работал в Елизаветграде в музыкальном отделе Наркомпроса, писал статьи о воспитательной роли искусства в обществе, выступал перед рабочими и солдатами. Лишь в конце 1919 года перед Шимановским открылась возможность вернуться в Польшу. Окольными путями, через Румынию композитор добрался до Варшавы. Немного позднее туда прибыла и его семья.
С 1920 года в течение нескольких лет Шимановский гастролирует по всему миру. Особенно примечательны были концерты в Париже, на которых исполнялись Первый скрипичный концерт, «Любовные песни Хафиза», Третья симфония, Мазурки и «Метопы» для фортепиано. А в 1926 году в Варшаве состоялась постановка оперы «Король Рогер».
С 1927 года Шимановский возглавлял Варшавскую консерваторию, но через пять лет вынужден был уйти в отставку в связи с интригами, вызванными его нетрадиционной сексуальной ориентацией.
29 марта 1937 года польский композитор Кароль Мацей Шимановский умер в Лозанне не дожив до 55-ти лет.
Виктор Каширников