«Музыка – это не что иное, как акцентированная музыкальными звуками декламация, и потому каждый композитор должен уловить и извлечь пение из речевых акцентов. Тот, кому это не под силу или кому не удается, может сочинять лишь музыку, лишенную чувства»
Гаэтано Доницетти
Он родился 29 ноября 1797 года в южном предместье небольшого итальянского городка Бергамо в Ломбардии. Родители будущего композитора хотели, чтобы мальчик стал адвокатом, но, увидев стремление сына к музыкальному образованию, отдали его учится в «Благотворительную музыкальную школу». Это учебное заведение возглавлял тогда Джованни Симон Майр, замечательный композитор, следовавший традициям Гайдна и Бетховена. Поступив в эту школу 6 ноября 1806 года, Доницетти вскоре становится лучшим ее учеником. Кроме всего того, что смогли дать ему превосходные педагоги в области музыки, он изучал там итальянский язык, основы латыни, французский язык и историю. В октябре 1815 года Гаэтано Доницетти, благодаря большой поддержке Майра, покинул «Благотворительную школу» и был принят в Болонскую консерваторию, в класс контрапункта, который вел знаменитый итальянский композитор падре Станислао Маттеи, близкий друг С.Майра. Годы учебы оказались чрезвычайно насыщенными и интересными. Доницетти пишет много музыки, причем очень быстро. На рукописи одной из своих симфоний 19 октября 1816 года музыкант пометил: «Написано за час с четвертью, по велению падре Маттеи… Закончено к обеду».
Выдающиеся музыкальные способности юноши раскрылись и на выпускном экзамене в июне 1817 года. Программа концерта состояла в основном из произведений Доницетти, что явилось свидетельством уважения падре Маттеи к своему ученику. После экзамена молодому композитору была вручена премия Совета старейшин «за успехи в изучении контрапункта и прилежание, с которым он посещал школу».
Дальнейшая судьба композитора складывалась так же, как и у многих его предшественников. Первый выдающийся успех пришел с постановкой в Риме 28 января 1822 года в театре «Арджентина» оперы Доницетти «Зораида Гранатская». Это была настоящая, громкая и блестящая победа. Следующим произведением композитора стала комическая опера «Цыганка». Пресса подготовила неаполитанскую публику к благожелательной встрече с «молодым учеником одного из самых выдающихся композиторов века», и 12 мая на сцене театра «Нуово» состоялась ее премьера. И опять – несомненный успех.
С этих пор Доницетти написал множество опер, правда, неравноценных по музыкальным достоинствам, но все они удивительно мелодичны и отличаются яркой театральностью.
Как же работал Доницетти?
Летом 1835 года композитор задумал и написал оперу «Лючия». Она была сочинена с такой же легкостью, с какой сочинялись и другие его оперы. А знаменитая ария из этой оперы «Ты пред богом сложившая крылья» была создана так. Однажды вечером, находясь дома в обществе жены, тенора Дюпре и баритона Косели, Доницетти все время проявлял сильное беспокойство. Сославшись на головную боль, он ушел в свою комнату и лег на постель. Спустя некоторое время, он позвал жену и попросил принести свечу, перо, чернильницу и бумагу. Прошло около получаса, и он снова позвал Вирджинию. «Знаешь,- сказал он жене, голова перестала болеть. Мне лучше. Прошу, отнеси это Дюпре». Это была знаменитая ария несчастного Эдгара – вдохновенная мелодия любви и смерти.
Когда вечером 25 сентября 1835 года «Лючия» была впервые исполнена в театре «Сан-Карло», опера вызвала необыкновенное волнение. В огромном зале театра во время сцены сумасшествия были слышны рыдания публики. Возникали взрывы восторга столь оглушительные, что после финальной сцены маэстро получил сильное нервное потрясение и на несколько дней слег в постель.
В 1835 году Доницетти согласился занять должность преподавателя в Королевской музыкальной школе. Король пообещал ему в дальнейшем пост директора. Доницетти не возражал против перспективы обрести более спокойную жизнь, а заодно и честь руководить знаменитой неаполитанской консерваторией. Ведь из нее вышли Скарлатти, Порпора, Дуранте, Перголези, Беллини и даже сам Бах жил в Неаполе.
До июня 1838 года Доницетти оставался в консерватории, а затем подал в отставку, после аудиенции у короля, где его величество отказался от своего обещания.
Последняя опера Доницетти «Катерина Корнаро» стала его прощальным дебютом на сцене театра “San Carlo” в Неаполе в 1844 году. Неизлечимая болезнь позвоночника все усиливалась и, наконец, паралич сковал тело талантливого композитора.
Доницетти умер весной 1848 года в своем родном городе Бергамо. Композитору было 50 лет. Три дня непрерывным потоком шли люди, чтобы отдать ему последний долг.
Кроме опер Доницетти написал: “Ave Maria”, “Miserere” и большое количество дуэтов, арий и романсов.
Виктор Каширников