rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Кристоф-Виллибальд Глюк


«В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, господин Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим, он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды; это – новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть исполнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине».

Газета “Daily Advertiser” от 31 марта 1746 года.

Кристоф-Виллибальд Глюк родился в австрийской деревне Вейденванг 2 июля 1714 года. Его отец, Александр Глюк происходил из крестьянской семьи, в молодости служил солдатом, а затем, выйдя в отставку, стал лесничим. Через три года семья переселилась в Чехию, где отец стал служить у герцогини Тосканской главным лесничим. Вот здесь, среди обширных и дремучих богемских лесов протекало детство Кристофа-Виллибальда. Конечно же, эта лесная поэтическая атмосфера не могла не повлиять на складывающееся мироощущение восприимчивого мальчика. В чешской деревенской школе он обучается грамоте и родным языком его становится чешский. Нередко, суровой зимой, мальчик помогает отцу в его обязанностях лесника. В 1726 году двенадцатилетний Глюк поступает в иезуитскую школу в Комотау, которую и оканчивает шесть лет спустя. Кроме знания древних языков и латинских и греческих авторов, здесь Глюк знакомится с элементами музыкальных знаний, с игрой на органе, на клавире и виолончели.

Кристоф-Виллибальд Глюк

По выходе из школы он переезжает в Прагу, где начинается его студенческая жизнь. Часто в это время Глюку приходится в поисках заработка покидать чешскую столицу и с виолончелью за спиной бродить по окрестным деревням в одиночку или в компании таких же, как он странствующих музыкантов и за свои импровизированные выступления получать вознаграждение хлебом и яйцами. В 1736 году произошел резкий поворот в судьбе Глюка. Граф Лобковиц, на службе у которого состоял отец будущего композитора, обращает внимание на одаренного двадцатидвухлетнего молодого человека и берет его в свой дворец в Вену в качестве придворного певчего и музыканта. Как штатный музыкант, Глюк играет на балах, парадных приемах и многочисленных светских празднествах. На одном из таких вечеров судьба сводит его с новым меценатом – итальянским аристократом графом Мельци. Угадав богатую музыкальную одаренность Глюка, Мельци увозит его с собой в Милан. Здесь Глюк начинает с энтузиазмом пополнять свое музыкальное образование. Четыре года, с 1737 по 1741, он трудолюбиво и упорно работает, беря уроки музыкального сочинения и теории музыки у талантливого композитора, органиста и дирижера Джованни-Баттиста Саммартини. Учитель был признанным мастером в музыкальном мире и под его руководством Глюк быстро и успешно овладел всеми трудностями контрапунктического письма.
И вот, 26 декабря 1741 года в Милане ставится первая опера Глюка «Артаксеркс». За нею следуют «Деметрий», «Демофонт», «Тигран», «Софонисба», «Гипермнестра» и другие. Здесь следует заметить, что уже в этих первых итальянских операх Глюка можно различить зародыши того, что впоследствии приведет его к созданию нового оперного стиля.

В 1746 году Глюк направляется в Англию. Для Лондона он сочиняет оперы «Артамена» и «Падение гигантов», используя английские народные песни с их неповторимой естественной выразительностью. Здесь он знакомится с Генделем, оказавшим громадное влияние на все дальнейшее его творчество. После Англии его путь лежит в Гамбург, Дрезден, Копенгаген и Прагу. У него много работы. Он пишет оперы, театрализованные серенады по случаю именин или бракосочетаний европейских коронованных особ, сам наблюдает за постановками, дирижирует.

С 1762 года стиль музыки Глюка резко изменяется и принимает направление, благодаря которому современники начинают считать его подлинным реформатором в развитии оперного искусства. Стремление к тесной связи между музыкой и текстом явно проявляется уже в его опере «Семирамида». Более значительный поворот композитора к опере, как к музыкальной драме виден в его «Орфее», поставленном впервые в Вене в 1762 году. Становится очевидным, что формы итальянской оперной музыки уже не могут соответствовать тем идеалам, к которым надо стремиться и удовлетворить эти потребности может лишь французская опера.

Занятый проведением своей оперной реформы, Глюк едет в Париж, где рассчитывает найти подходящую атмосферу для своей деятельности. Здесь он пишет оперу « Ифигения в Авлиде». Долго и безуспешно пришлось хлопотать композитору о постановке ее на парижской сцене. Водворившиеся в Париже сторонники итальянской оперы оказывали отчаянное сопротивление и только через посредство своей бывшей ученицы дофины Марии Антуанетты, Глюк добился, наконец, разрешения на постановку. 2 августа 1774 года на парижской сцене состоялась постановка второго варианта оперы «Орфей», которая имела громадный успех. Но гениальность Глюка проявилась во всем своем величии в его следующей опере «Ифигения в Тавриде». Без всяких усилий и личных стараний, одною только своей гениальностью Глюк заставил парижскую публику забыть об итальянской опере.

Кристоф-Виллибальд Глюк

За музыкальные заслуги композитор был возведен в дворянское звание. Папа Бенедикт XIV делает Глюка кавалером ордена «Золотой шпоры».

Окруженный славой, композитор живет последние годы в Вене. Он носится с замыслами немецкой героической оперы на текст Клопштока «Битва Арминия». Но этим планам не суждено было осуществиться. Глюк неожиданно умер 15 ноября 1787 года, прожив 73 года.

Виктор Каширников


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.