rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Морис Равель

«Я никогда не пытался опровергать установленные законы гармонии и композиции. Наоборот, я всегда искал вдохновение в творчестве великих мастеров (никогда не перестаю учиться у Моцарта), и моя музыка в своей основе опирается на традиции прошлого, вырастает из них …»
Из интервью Мориса Равеля в журнале “Etud”. Хьюстон, США 1933 г.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в небольшом приморском городке Сибуре, неподалеку от франко-испанской границы. Его отец Пьер-Жозеф Равель был талантливым инженером, еще в 1868 году получившем патент на изобретение нефтяного двигателя. Мать будущего композитора Мария Делюарт принадлежала к старинному роду испанских басков.

Вскоре после рождения ребенка семья Равеля переселилась в Париж. Когда мальчику исполнилось семь лет, начались регулярные занятия на фортепиано под руководством Анри Гиза. Двенадцати лет Равель приступает к изучению гармонии, контрапункта и теории композиции. Его учителем становится композитор М.Шарль Рене. В 1889 году Равель поступает в Парижскую консерваторию в подготовительный класс Ш.Антиома, а через два года становится учеником известного педагога Ш. де Берио.

В эти юношеские годы складывается мировоззрение музыканта. Он с увлечением изучает музыку Вебера, Листа, Шопена, его глубоко заинтересовывает творчество Шабрие, Грига, Римского-Корсакова, Вагнера. Но ближе всех ему оказался Моцарт, которому Равель оставался верным всю жизнь. Здесь нельзя не упомянуть и о тяготении, которое Равель с детских лет испытывал к Испании благодаря своей матери. Мария Делюарт, покинув Испанию, навсегда сохранила любовь к ней и сын с детства, как завороженный, слушал ее рассказы об этой стране и позднее в своем творчестве Равель часто использовал ритм хабанеры, имевшей наибольший успех среди всех песен, слышанных его матерью на мадридских вечеринках.

С 1897 года Равель изучает контрапункт и фугу в классе выдающегося педагога Андре Жедальжа. Одновременно начинаются занятия композицией под руководством Габриэля Форе. Среди ранних произведений Равеля, получивших признание современников, следует, прежде всего, назвать «Павану на смерть инфанты» для фортепиано (1899), фортепианную пьесу «Игра воды» (1901) и вокальный цикл из трех песен на стихи Тристана Клингсора «Шехеразада» (1903). Причем современники считали «Игру воды» — вершиной произведений музыкального импрессионизма. Здесь было все ново. И переливающиеся зыбкие гармонии, передающие дрожание солнечных бликов на бегущей воде и мелодия нежной песни лишь слегка намеченная легкими штрихами на этом живописном фоне.

Первым оркестровым сочинением Равеля стала «Испанская рапсодия» — одно из самых ярких и жизнерадостных произведений композитора. «Испания — моя вторая родина», — нередко говорил Равель, в жилах которого текла баскская кровь. Еще в 1895 году композитор выступил с замечательной «Хабанерой» — пьесой для двух фортепиано с ритмами и интонацией андалузских танцев. И вот теперь – «Испанская рапсодия». Исполненная впервые 15 марта 1908 года в Париже в концерте оркестра Колонн, она была горячо принята публикой и прессой, хотя и не без оговорок. Но не прошло и нескольких лет, как это произведение стало украшением мирового симфонического репертуара.

Летом 1914 года над Европой нависли грозные тучи войны. С первых же дней Равель принял твердое решение вступить в действующую армию. После нескольких неудачных попыток поступить в авиацию, ему удалось уговорить военно-медицинскую комиссию; он был принят на должность шофера военного грузовика. Так начались годы скитания композитора по фронтовым дорогам. Это был тяжелый и опасный труд под вечной угрозой смерти. Два с половиной года, проведенные на фронте, гибель под пулями врага многих дорогих друзей — все это заставило Равеля по-иному взглянуть на мир, на музыкальное искусство.

В 1921 году Равель приобрел небольшой домик в тихом пригороде Парижа, который становится местом постоянного его жительства. Композитор много работает, совершает многочисленные турне по Европе, Америке и Канаде, выступая в качестве дирижера и пианиста.

В 1928 году для знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн Равель написал музыку к ее спектаклю «Болеро». И хотя спектакль особого успеха не имел, музыка к спектаклю оказалась очень популярной.

В 1931 году Равель написал для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна , потерявшего руку на войне, концерт для левой руки. Концерт впервые прозвучал в Вене 27 ноября 1931 года в исполнении Пауля Витгенштейна. Трагический замысел этого произведения связан с личными переживаниями композитора, видевшего войну в непосредственной близости и в полной мере ощутившего ее ужас.

Вскоре по заказу одной из кинокомпаний он написал к кинофильму «Дон Кихот» три песни, предназначавшиеся для Федора Шаляпина. Цикл, названный «Дон Кихот к Дульцинее», заканчивается ликующей «Застольной песней», последние слова которой – «Я пью за жизнь!» Больше перо композитора не прикасалось к нотной бумаге.

Осенью 1932 года Равель попал в автомобильную аварию. Он был ранен в голову и, получив сотрясение мозга, несколько дней провел в постели. Сотрясение, однако, стало толчком, активизирующим давнюю болезнь Равеля, от которой он страдал еще со времен войны. Пять лет активного лечения оказались безрезультатными.

Видный нейрохирург Венсан поставил окончательный диагноз: опухоль мозга. Оставалось единственное средство – операция. 19 декабря Равелю сделали операцию. Через два часа после нее он открыл глаза и позвал брата, а потом впал в беспамятство. Утром 28 декабря 1937 года сердце Равеля перестало биться. Одной из последних фраз, произнесенных Равелем, были слова: «Я мог бы написать еще так много музыки».

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.