Игнатий Феликс Добржинский родился в январе 1807 года в Романове, Волынской губернии, где отец его был концертмейстером и дирижером частного оркестра графа Илинского.
Еще ребенком Добржинский проявил большие музыкальные способности. Его отец стал первым учителем и под его руководством мальчик сделал первые шаги в своем музыкальном образовании. Серьезные же занятия музыкой начались только после окончания им классической гимназии в Виннице. В это время отец сильно заболел, и молодой Добржинский мечтавший поступить в университет отказался от этого и вынужден был заменить своего отца и управлять оркестром. Теперь он всецело посвятил себя музыке. Сложившиеся обстоятельства, однако, сделали очевидной необходимость более высокого уровня знаний в области музыкального искусства и, понимая это, Феликс предпринимает решительный шаг.
Через четыре года он переезжает в Варшаву и после безуспешных попыток найти средства для поездки за границу с целью завершения музыкального образования, берет частные уроки контрапункта, композиции и инструментовки у известного композитора и прекрасного педагога немецкого происхождения Юзефа Эльснера.
К этому времени относится и первое знакомство Добржинского с Шопеном, который тоже был учеником Эльснера, знакомство, перешедшее в настоящую дружбу между двумя музыкантами.
В 1834 году симфония C-moll Добржинского (“Symphonie caracteristique a grand orchestre”), посланная им на конкурс в Вену получила весьма лестный отзыв конкурсного жюри и обратила внимание музыкального мира на ее автора, хотя и не удостоилась премии. Симфония была прекрасно инструментирована, как, впрочем, и большинство оркестровых произведений Добржинского. Симфония эта была посвящена русскому императору Николаю I . В 1839 году она с успехом была исполнена в Лейпциге.
В начале своей музыкальной карьеры Добужинский, будучи прекрасным пианистом, устраивал концерты из своих сочинений. Вместе с ним выступала его жена, талантливая певица, дебютировавшая на варшавской сцене в опере “Somnambula” в 1841 году, затем ставшая преподавательницей варшавской музыкальной школы. В одном из таких концертов, данных Добржинским в Варшаве в 1844 году в числе других сочинений, исполнялись впервые отрывки из его оперы «Монбар или Флибустьеры».
Постоянная, почти двадцатилетняя, жизнь в Германии, исключая, конечно, концертные поездки, закончилась в 1852 году, когда композитор был приглашен в Варшаву на место дирижера варшавской оперы, и оставался на этом посту до конца своей жизни.
А опера, о которой упоминалось выше, долго ждала своей постановки, но все – таки была поставлена еще при жизни автора, в 1861 году, на варшавской сцене и имела большой успех. Текст ее был переведен на немецкий язык и, композитор, исполняя отрывки этой оперы в своих концертах в Берлине и Познане, имел очень лестные отзывы немецкой прессы.
Добржинский – автор трех опер, двух симфоний, камерно – инструментальных ансамблей, фортепианных пьес, выдержанных в традициях венского классицизма и лейпцигской школы. Перу композитора принадлежат также несколько маршей, мазурок, ноктюрнов и рапсодий.
Отдельно следует сказать о вокальных сочинениях Добржинского. Это «Идиллии» на текст С. Витвицкого, изданные в Познани в 1847 году, «Сельские песни» изданные в Варшаве немного позже и имевшие в то время просто невероятный успех у публики. Самые популярные из них : – «Рыцарь», «Посланник», «Покинутая», «Песенка лесника» и «Весна». Как и большинство песен Шопена, песни Добржинского сочинены на народные темы и до сих пор исполняются.
Польский композитор Добржинский скончался 18 октября 1867 года в Варшаве.
Виктор Каширников