Известный немецкий композитор, скрипач и дирижер Макс Брух родился 6 января 1838 года в Кёльне. Проявив рано музыкальные способности, он занимался сначала со своей матерью, а затем с боннским профессором Брейденштейном и в 14 лет уже написал свою первую симфонию, которая с успехом была исполнена в Кельне.
В 1853 году Брух получил по конкурсу моцартовскую стипендию, учрежденную во Франкфурте – на Майне, и смог продолжить свои занятия музыкальным образованием в Кёльне под руководством Ф.Хиллера, К.Рейнеке и Брейнунга. Закончив учебу, Брух живет в Кёльне и занимается преподаванием музыки, посвящая все свободное время композиции.
В 1861 году Брух предпринимает гастрольную поездку. Его путь лежит в Берлин, Лейпциг, Вену, Дрезден, Мюнхен и, наконец, в Манхейм, где он остается до 1864 года. Здесь он ставит свою оперу “Loreley”написанную им на текст Гейбеля. В Мангейме же Брух написал кантату “Frithjof” на сюжет скандинавской поэмы упсальского епископа Тегнера, успешная премьера которой и стала началом карьеры Бруха, как дирижера.
После премьеры Брух вновь предпринимает поездку, на этот раз по Германии, Бельгии и Франции, причем в Ахене, Лейпциге и Вене его «Фритьоф» имеет громадный успех.
В следующие затем два года композитор занимает место директора музыки в Кобленце, а потом и место придворного капельмейстера в Зондергаузене. В Кобленце Брух написал свой первый скрипичный концерт, а в Зондергаузене – две симфонии и отрывки мессы.
С 1871 года композитор живет в Берлине, занимаясь исключительно композицией, и в 1872 году ставит здесь свою оперу “Hermione”, которая, несмотря на свои достоинства, встречает довольно холодный прием у публики.
После премьеры Брух переезжает в Бонн, откуда совершает поездку в Англию для постановки своих произведений.
В Англии композитор дирижирует концертами филармонического общества в Ливерпуле, а затем становится во главе концертов бреславльского музыкального общества.
В 1890 году Брух назначается руководителем высших академических классов теории композиции в королевской академии художеств в Берлине, получает звание профессора и избирается членом сената академии. Кембриджский университет присуждает ему в 1893 году степень доктора музыки, а бреславльский степень доктора философии. В 1898 году парижская академия избирает композитора своим членом корреспондентом.
Брук написал следующие большие вокальные произведения для голосов соло, хора и оркестра: оратории “Odysseus” и “Achilleus” (обе по Гомеру), кантаты “Arminius” и “Das Leid von der Gloke” (на стихи Шиллера) и оратории “Moses” и “Gustav Adolf”; для мужского хора и оркестра – “Salamis” и “Normanenzug”; для смешанного хора – “Romische Leichenfeier”, “Dithyrambe” и «шотландские песни» (с фортепиано).
Из духовных сочинений Бруха особенно почитаемы: “Amen”, “Rorate Coeli” (с органом и оркестром),”Kyrie, Sanctus, Agnus” (для двойного хора) и Гимн (с органом и оркестром).
Основные инструментальные произведения Бруха, это три скрипичных концерта и несколько мелких вещей для скрипки с оркестром, “Kol Nidrei” (еврейская мелодия) для виолончели с оркестром, три симфонии, два струнных квартета и фортепианное трио.
Перу композитора принадлежат также три оперы
В наше время из музыки Бруха наиболее известны его скрипичные концерты, «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, и “Kol Nidrei” для виолончели с оркестром. Особенно замечателен его Первый концерт соч.26 g-moll.
Выдающийся немецкий композитор Макс Брух умер 2 октября 1920 года, прожив 82 года.
Виктор Каширников