Французский композитор Жоскен Депре родился в январе 1448 года в графстве Вермандуа, что на севере Франции у берегов Ла-Манша. С раннего детства мальчик обладал замечательным голосом и потому был определен певчим в Миланский собор, где прослужил около тринадцати лет. В 1474 он оставил эту службу и перешел на должность певчего в капеллу герцога Галеаццо Мария Сфорца, знаменитого миланского мецената, оказывающего поддержку талантливым музыкантам.
Через некоторое время, близкий родственник герцога, кардинал Асканио Сфорца, привозит Жоскена в Рим и устраивает его в папскую капеллу. К этому времени относится знакомство Жоскена Депре с феррарским родом Эсте, близким к королевской власти.
В 1503 году Жоскен поступает на придворную службу в Ферраре. Он становится капельмейстером и самым высокооплачиваемым певчим за всю историю капеллы. Здесь в Ферраре композитор сочиняет много музыки, преимущественно духовной. В основном, это мотеты и мессы.
Вскоре, из-за свирепствующей чумы, двор спешно покидает Феррару и с 1504 года некоторое время Жоскен Депре служит настоятелем собора Богоматери во французском городке Конде-сюр-л”Эско.
Затем, в течение трех лет композитор исполнял должность учителя музыки при дворе Маргариты Австрийской. Сохранились несколько портретов Жоскена Депре этого времени. Один из портретов, по свидетельству современников, написал Леонардо да Винчи.
В жизни композитор был общительным, высоко образованным человеком. Ему довелось руководить лучшими капеллами в Риме, Флоренции, Ферраре. А в Париже он руководил капеллой Людовика XII – лучшей тогда в Европе.
Многие его современники считали творчество Жоскена Депре вершиной музыкального искусства. Известный реформатор церкви и замечательный музыкант Мартин Лютер, видевший в музыке «великолепный дар Божий», считал Жоскена Депре своим любимым композитором. О нем восторженно отзывались многие современные писатели. Среди них Ф.Рабле и Б. Кастильоне. В высшей степени почтительное отношение к композитору во многом способствовало и публикации его произведений. В то время, как известно, это был очень дорогой и немалый труд. Венецианский издатель Петруччи выпустил три книги месс, а другой издатель, Аттеньян напечатал сборник шансон.
Самые первые сочинения композитора отличаются слабо выраженной зависимостью музыки от слов. Со временем связь музыки и текста становится у него более тесной и, наконец, в произведениях позднего периода эта связь становится неразрывной и чрезвычайно выразительной.
Жоскен Депре писал во всех существовавших тогда музыкальных формах – псалмы, мотеты, мессы, музыку на страсти Господни, сочинения в честь св. Марии и светские песни.
Но, все – таки, любимым музыкальным жанром композитора всегда были мотеты. Написал он их великое множество – 112 мотетов. Среди других произведений духовной вокальной музыки перу композитора принадлежит восемнадцать полных месс.
Светская музыка его включает три вокальные пьесы на итальянские тексты, несколько пьес на испанские и немецкие тексты и около 70 шансон.
Композитор ушел из жизни 27 августа 1521 года.
Осталась его прекрасная музыка, которая до сих пор звучит в католических храмах. Остались его замечательные ученики: Adrian Petit Coclicus, Mouton, Gombert и другие.
Как было принято в то время, многие его современники композиторы откликнулись на его смерть эпитафиями. Лучшая из них – элегия его любимого ученика Гомберта ”Musae Jovis”.
Виктор Каширников