«Дали оперу «Ифигения в Тавриде», музыка Пиччинни. Боялись, что она не будет иметь успеха, благодаря партии, которая покровительствует более Глюку; тем не менее, она превзошла ожидания и ей много аплодировали. Я была в восторге от дивной музыки и игры me-lle Ла – Герр, которую я видела в первый раз»
Из дневниковых записей о Париже баронессы Н.М. Строгановой, 1780 г.
Никколо Пиччинни, один из знаменитейших композиторов неаполитанской школы, родился в Бари, близь Неаполя 16 января 1728 года. Свое музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории St. Onofrio, занимаясь под руководством Лео и Дуранте. В 1757 году состоялся дебют композитора перед неаполитанской публикой. Он выступил со своей оперой “Le Donne dispettose”, которая прошла с большим успехом, а поставленные затем две следующие оперы “Gelosie” и “Il Curioso del proprio danno” принесли композитору настоящую славу. Такой прием неаполитанской публикой его произведений стал большим стимулом в музыкальной карьере композитора. Пиччинни много работает и в 1760 году заканчивает оперу “La Cecchina”. Поставленная впервые в Риме, эта опера, более известная под названием «Добрая дочка», прошла затем, почти на всех лучших сценах Европы и везде вызывала неизменный восторг.
Пиччинни не только писал музыку, но был хорошим преподавателем пения. Эти занятия он успешно совмещал со службой, работая вторым капельмейстером неаполитанского собора св. Януария. А в 1771 году композитора назначают вторым органистом неаполитанской королевской капеллы.
Однако постепенно, к середине 70-х годов, популярность Пиччинни на родине стала угасать и в 1776 году композитор переезжает в Париж. Здесь он попрежнему много работает и пишет несколько комических и серьезных опер. Конкурентом его становится Кристоф Глюк, оперный композитор, тоже живущий и пишущий в это время в Париже. Соперничество различных взглядов на оперное искусство приводило тогда к острым дискуссиям и разделило парижскую публику на две партии – « пиччиннистов» и «глюкистов». Однако влияние Пиччинни на современников было более значительным, и симпатии публики были, как правило, на его стороне. Конкуренция эта нисколько не помешала триумфальному успеху написанных тогда лирических трагедий Пиччинни – «Роланд», «Ифигения в Тавриде» и «Дидона».
Пиччинни сыграл большую роль в истории как итальянской, так и французской оперы. Для него характерен гибкий подход к традиционному оперному стилю. Его произведения отличает мастерски сделанная, уникальная оркестровка. Композитор одним из первых использовал форму многочастного финала в опере – буфа. А в операх парижского периода, Пиччинни успешно осуществил синтез новейшего итальянского стиля и традиционных французских форм.
Всего композитор создал около ста опер. Его перу принадлежит и целый ряд произведений для церкви. Это три оратории, две мессы и некоторые другие его сочинения этого жанра. И хотя деятельность его в этой области не была обильна, эта музыка до сих пор исполняется.
Из светской вокальной и инструментальной музыки Пиччинни следует выделить кантаты, песни, увертюры и произведения для клавесина.
В 1791 году Никколо Пиччинни возвратился в Италию и практически с этого времени перестал писать музыку.
Здесь на родине ему очень не хватало парижских друзей и к концу жизни он все – таки осуществил свое желание и вновь переехал в Париж.
Композитор умер в Пасси, что под Парижем, 7 мая 1800 года.
Ему было тогда 72 года.
Виктор Каширников