Гуго Вольф, австрийский композитор и музыкальный критик родился 13 марта 1860 года в местечке Виндишграц в Словении. Еще в раннем детстве, искренне заинтересовавшись музыкой, он научился играть на скрипке, фортепиано и органе. Немного позднее его кумиром в музыкальном мире становится Р.Вагнер, и целеустремленный пятнадцатилетний юноша добивается встречи с великим маэстро, во время его визита в Вену. Вагнер благосклонно оценил тогда его первые композиторские опыты и пожелал дальнейших успехов.
В 1875 году Гуго поступил в Венскую консерваторию, но через два года был отчислен за недисциплинированное поведение. Он часто пропускал занятия и проводил много времени с друзьями в бесконечных пирушках. Все это, конечно, мешало учебе.
С этого времени он был вынужден положиться на собственные силы, и самостоятельно упорно занимаясь, сумел достичь немалых успехов в своем музыкальном образовании. Не обошелся он и без поддержки друзей и меценатов в это трудное для него время.
Юношеская влюбленность в большой степени способствовала его первым значительным произведениям – песням на слова Г. Гейне. Эти песни чрезвычайно разнообразны по своему настроению и характеру музыки. Наряду со светлыми и жизнерадостными песнями иногда просто потрясает пессимистический тон некоторых из них. Дело все в том, что эта юношеская влюбленность композитора закончилась весьма трагически – он заболел сифилисом. Наступила продолжительная депрессия, из которой Гуго Вольфу удалось выйти лишь через два года. Однако музыкальное творчество композитора сопровождалось теперь внезапными порывами яркого вдохновения и периодами глухого молчания, созданием цикла веселых светлых песен и затем неожиданным переходом к произведениям мрачного трагического характера.
С 1881 года Вольф служил дирижером в Зальцбургском городском театре. Примерно в то же время он в течение трех лет сотрудничал в еженедельнике “Wiener Salonblatt” и писал музыкально-критические статьи. В статьях этих часто проявлялась явная приверженность Вольфа искусству Р.Вагнера и воинствующая антипатия к творчеству И.Брамса. Этой своей безапелляционной критикой Брамса он нажил себе немало врагов среди влиятельных венских музыкальных деятелей. Когда же состоялось первое исполнение его симфонической поэмы «Пентесилея» под управлением Г.Рихтера, то оно было признано неудачным и немалую в этом роль сыграло мнение музыкальных мэтров, недоброжелателей композитора.
Сраженный этой неудачей композитор смог удержаться от падения лишь поддержанный тайной любовью к Мелании Кёхерт, жене одного из своих покровителей.
С 1888 года композитор вступает в полосу творческого взлета. За короткое время он создает 73 песни на слова Эдуарда Мёрике и Й. Эйхендорфа. По разнообразию и богатству музыкального содержания эти два сборника вполне сопоставимы с камерно-вокальным творчеством Шуберта и Шумана. Вдохновленный успехом, Вольф завершает в начале 1889 года сборник песен на слова Гёте.
Песни Вольфа завоевывают все большее признание, особенно в Германии, где в ряде городов организуются концерты с участием композитора.
Окрыленный благожелательной реакцией на его творчество, Вольф пишет оперу «Коррехидор». Поставленная в Мангейме в 1896 году эта опера успеха не имела.
В этом же году Вольф завершил, наконец, «Итальянскую книгу песен», сочинил три песни на слова Микеланджело и приступил к работе над оперой «Мануэль Венегас» (по Аларкону). Но грандиозные планы композитора не осуществились. Его настигает первый приступ неизлечимой тогда болезни. В 1898 году Вольфа помещают в клинику для душевнобольных, где он и заканчивает свои дни через четыре года.
Гуго Вольфу было тогда всего лишь 43 года. Он был очень талантлив.
Виктор Каширников