Французский композитор Поль Дюка (Paul Abraham Dukas) родился 1 октября 1865 года в Париже в довольно состоятельной семье банковского служащего. Свой музыкальный дар ребенок унаследовал от матери, которая была хорошей пианисткой, но, к сожалению, она скончалась, когда мальчику исполнилось около пяти лет. Обстоятельства сложились так, что всерьез заниматься музыкой Поль начал лишь в 14 лет, когда в силу разных причин он осознал себя музыкантом. С этого времени юноша стал интенсивно обучаться игре на фортепиано и уже через два года он поступил в Парижскую консерваторию.
Поначалу Дюка занимался в классе гармонии Теодора Дюбуа и в классе фортепиано Жоржа Матиаса, а с 1884 года всецело посвятил себя занятиям по композиции под руководством известного французского композитора, профессора Парижской консерватории Эрнеста Гиро.
В классе своего учителя, Дюка познакомился с Клодом Дебюсси, Венсаном д’Энди и Шарлем Бордом. Его дружба с Клодом Дебюсси продолжалась потом всю жизнь.
С 1885 года, в годы учебы в консерватории, Поль Дюка начал работать над созданием трехчастной до-мажорной симфонии. В законченном через несколько лет произведении, было явно ощутимо влияние на его творчество композиторов Франка и Бетховена.
В 1888 году Дюка получил вторую Римскую премию за кантату «Велледа». Это событие стало его заметным успехом. Через год учеба в консерватории подошла к концу и молодой композитор начал активную творческую работу. Вскоре он создал симфоническую увертюру по трагедии П.Корнеля «Полиевкт». Увертюра была исполнена в январе 1892 года в Париже под управлением Шарля Лямуре, и имела большой и заслуженный успех. Через некоторое время увидела свет и до-мажорная симфония композитора, которую он начал писать еще в студенческие годы. Надо сказать, что уже первые симфонические произведения Дюка вызвали большой интерес в музыкальных кругах Парижа и вошли в репертуар ведущих оркестров Франции.
Мировую же известность композитору принесло его программное симфоническое скерцо «Ученик чародея», написанное по одноименной балладе И.В. Гете и исполненное в 1897 году. Необычайная яркость образов и предельная выразительность всего действия в музыкальной форме покоряла слушателей этого сочинения, а его блестящую оркестровку высоко оценил и наш соотечественник – русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.
До сегодняшнего дня эта замечательная пьеса занимает видное место в репертуарах симфонических оркестров всего мира.
В 1907 году, после напряженной творческой работы, Дюка закончил сочинение своей единственной оперы «Ариана и Синяя борода». Либретто оперы было написано по пьесе-сказке М. Метерлинка. Опера, близкая импрессионистической манере была поставлена в Париже, в театре «Опера-комик». Она отличалась богатыми колористическими находками и вызвала большой интерес парижской публики. Пресса отмечала тогда, что «композитор создал подлинно симфоническую партитуру, отдельные страницы которой отмечены вдохновением и романтическим порывом».
Возвращаясь к оркестровым сочинениям Дюка, нельзя обойти вниманием замечательную хореографическую поэму «Пери», написанную в 1912 году на сюжет древне-иранской легенды. Она посвящена знаменитой французской танцовщице Наталье Трухановой, первой исполнительнице главной роли в этом балетном спектакле. Поставленная в Парижском театре « Шатле» в 1912 году, поэма стала одной из ярких страниц творчества композитора.
Кроме перечисленных выше произведений, написанных в начале XX века, перу Дюка принадлежит скерцо es-moll, вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо, элегический прелюд и несколько сонетов для голоса и фортепиано.
В истории музыки трудно найти композитора, который обладал бы настолько обостренным чувством критического отношения к своему творчеству, каким отличался от всех Поль Дюка. Именно по этой причине он безжалостно уничтожал многие, почти законченные свои произведения. В частности, по его воле, ушла в безвестность уникальная, по отзывам современников, «Соната» для скрипки и фортепиано, да и многие другие сочинения композитора.
Эта повышенная требовательность к собственному творчеству, скорее всего, и стала той причиной, по которой Дюка, после блестящего успеха его хореографической поэмы «Пери» в 1912 году прекратил, практически полностью, сочинять музыку.
С 1909 года композитор преподавал в Парижской консерватории, где среди его учеников, в частности, были О. Мессиан, Л. Пипков и Ю. Крейн.
Удивительно талантливый человек, Дюка был не только выдающимся композитором, но и обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы и философии. Его статьи о музыке, которые публиковались на страницах Парижских газет и журналов на протяжении сорока лет, всегда вызывали неизменный интерес. Эти статьи отличались гуманистической направленностью, широтой взглядов, высокой принципиальностью и честностью в подходе к явлениям искусства прошлого и настоящего. Под редакцией Дюка были изданы многие произведения Бетховена, Д. Скарлатти, Ф. Куперена и Рамо.
Вот и еще несколько штрихов к портрету композитора.
В 1934 году Дюка был избран членом Института Франции.
В годы Второй мировой войны правительством Виши было запрещено исполнение произведений Дюка во Франции.
Композитор Дюка одним из первых в своей стране высоко оценил творчество нашего соотечественника М.П. Мусоргского.
Весной 1935 года французский композитор, музыкальный писатель и педагог Поль Дюка умер в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Ему было 69 лет.