Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Михайлович Ляпунов родился 18 ноября 1859 года в Ярославле, в семье директора Демидовского лицея Михаила Васильевича Ляпунова, известного в России астронома. Мать Сережи, Софья Александровна, уделяла большое внимание воспитанию своих троих детей, в том числе и воспитанию музыкальному. Тогда впервые обнаружила она большие музыкальные способности ее младшего сына Сережи. Систематическими занятиями с двумя сыновьями с семилетнего возраста занимался и отец. Давая детям уроки астрономии, математики, истории и географии, он нередко удивлялся незаурядным способностям своих сыновей.
Сереже исполнилось девять лет, когда неожиданно отец умер. В этот трудный момент семье помогли друзья отца и горячо поддержали семью.
В 1870 году Софья Александровна с детьми уезжает в Нижний Новгород, чтобы дети смогли продолжить образование в гимназии.
Через три года открылись классы Нижегородского отделения Русского музыкального общества под руководством В.Ю. Виллуана, и Сережа Ляпунов с большим желанием стал впервые серьезно заниматься музыкой. Через год он изредка уже выступал в концертах и пробовал сочинять музыку. А еще через четыре года, по рекомендации Н.Г. Рубинштейна, поступил в Московскую консерваторию. Юноша занимался теорией композиции у Н.А. Губерта и С.И. Танеева, игру на фортепиано ему преподавали В.И. Вильборг, К.Клиндворт и П.А. Пабст, а курс истории церковного пения он прошел под руководством Д.В. Разумовского.
После окончания Московской консерватории Ляпунов некоторое время жил в Москве, занимался сочинением музыки и несколько раз выступал с концертами. В 1885 году он переехал в Петербург, где познакомился и близко сошелся с М.А. Балакиревым. Их дружба, несмотря на непростые жизненные обстоятельства, оказалась нерушимой долгие годы. Тогда же Ляпунов коротко познакомился с Римским-Корсаковым, Лядовым, Стасовым и Глазуновым.
В этом же году состоялась премьера Концертной увертюры Ляпунова, впоследствии отредактированной им и названной «Баллада». Имя композитора становится широко известным в музыкальных кругах Петербурга. В это время он много концертировал, выступая в качестве дирижера и исполнителя, кроме того, с 1890 года Ляпунов стал преподавать в Николаевском кадетском корпусе музыкальные предметы.
В 1893 году, по программе Русского географического общества, С. М.Ляпунов совершил поездку по Ярославской, Вятской, Вологодской и Костромской губерниям, для собирания народных песен этих мест. Итогом непростой творческой работы стал изданный через шесть лет замечательный уникальный сборник – «Песни русского народа».
В 1894 году по рекомендации М.А. Балакирева, Ляпунов вступает в должность Помощника управляющего Придворной певческой капеллой, на место вышедшего в отставку Римского-Корсакова. Новый помощник управляющего, искренне религиозный человек, во многом способствовал дальнейшему развитию и совершенствованию богослужебного пения в Русской Православной Церкви. Служба в придворной капелле оставляла время для сочинения музыки. В 1896 году композитор Ляпунов создал свое знаменитое произведение – «Торжественную увертюру на русские темы».
В 1908 году Ляпунов написал замечательную симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена. Называя так свое сочинение, он стремился создать в звуках атмосферу, в которой протекало детство глубоко почитаемого им великого музыканта.
Через некоторое время Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, а с 1910 года был приглашен на должность профессора Петербургской консерватории по классу фортепиано.
Преподавая в консерватории, композитор много сочинял и занимается концертной деятельностью.
До сих пор в репертуаре многих пианистов можно встретить виртуозные пьесы Ляпунова из сборника «12 этюдов высшего исполнительского мастерства», созданных в то далекое время, по образцу «Этюдов трансцендентного исполнения» Листа. Тогда же композитор написал множество фортепианных лирических миниатюр, два фортепианных концерта и продолжил сочинение многочисленных романсов.
Весной 1919 года Ляпунова неожиданно для него избрали старостой церкви при Петроградской консерватории. Он серьезно занялся здесь постановкой церковного пения при богослужениях и привлек к этой работе представителей консерватории. С радостью выполнял Ляпунов свои обязанности в консерваторском храме и приступил к разработке специального курса по изучению древнерусской культовой музыки. Осенью 1921 года в консерватории был учрежден класс изучения русского церковного пения, руководить которым, было поручено Ляпунову.
А в это время, пришедшие к власти после октябрьского переворота 1917 года большевики, затеяли кровавую компанию по уничтожению Церкви в России. Закрывались и уничтожались храмы, подвергались жестоким расправам священники и прихожане, реквизировались церковные ценности. Как будто не замечая этого произвола властей, Ляпунов продолжал самозабвенно трудиться. Поверить во все это казалось невозможным. Но изданный 23 февраля 1922 года указ властей об изъятии церковных ценностей показал подлинное лицо пришедших к власти комиссаров.
Уже на третий день после указа они явились в консерваторскую церковь. Староста С.М. Ляпунов отказался выдать им ключи. Но это не стало препятствием для разграбления консерваторской церкви.
А потом был вызов русского композитора с мировым именем С.М. Ляпунова на Гороховую, и уголовное «Дело петроградских церковников», по которому проходило в качестве обвиняемых 96 человек. На суде композитор держался достойно, и призвал на вершителей произвола «кару Божию». Последнее произведение здесь на родине он написал в зале суда 20 июня 1922 года. Сохранилась рукопись партитуры композитора с такой датой. Это гимн «Богородице, Дево, радуйся» для четырехголосного смешанного хора.
Вскоре процесс был завершен. 10 человек приговорили к расстрелу. Остальных лишили свободы на разные сроки. Ляпунов был осужден на 6 месяцев лишения свободы условно.
Жить на родине стало невозможно, и композитор вынужден был уехать за границу. В Париже Ляпунов стал руководить музыкальной школой для эмигрантов и занялся концертной деятельностью. Но катастрофические события в России серьезно подорвали его здоровье. 8 ноября 1924 года Сергей Михайлович Ляпунов скоропостижно скончался.
Его последним приютом стало парижское кладбище Cimitiere des Batignolles.