rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Стивен Фостер

Американский композитор, поэт и исполнитель Стивен Коллинз Фостер родился 4 июля 1826 года в Питсбурге. В семье Фостеров это был девятый ребенок, а поэтому внимания его воспитанию в семье уделялось немного, и свое главное образование он получил на прилегающих улицах в обществе таких же, как и он сорванцов. Тем не менее, уже с раннего детства музыка привлекала его, и он самостоятельно научился играть на различных музыкальных инструментах. Флажолет, гитара и банджо замечательно звучали в его руках. Немного позднее Стивен с огромным успехом стал распевать песни собственного сочинения в кругу своих сверстников. Успех и удивительно теплая реакция первых его слушателей обрадовали юного музыканта, и он даже взял несколько уроков по теории музыки у некоего Г.Клебера в Питсбурге. Однако его заметные музыкальные способности не получили никакого должного поощрения и развития. И вот почему. Дело все в том, что в среде американских «деловых людей» считалось, что музыкант никогда не сможет добиться успехов в зарабатывании денег, и потому семья была не на шутку и искренне встревожена его «странным талантом к музыке», а также «склонностью к бездельному и мечтательному образу жизни». Именно так было написано родителями в письмах к своему сыну Стивену. Заботясь о будущем своего ребенка, они безуспешно пытались пристроить его, то в кадетский корпус, то в университет. Пробовали отдать сына на выучку к бухгалтеру и даже определить в качестве компаньона в коммерческое предприятие родственника.

Но все эти попытки оказались тщетными. Фостер увлеченно продолжал сочинять песни и предлагал их менестрельным труппам. Талантливо написанные, эти песни исполнялись с большим успехом и, в конце концов, стали приносить небольшие доходы. Обстоятельство, хоть в какой-то небольшой степени, оправдавшее в глазах родственников отказ Фостера от коммерческой деятельности. В дальнейшем композитор стал зарабатывать более приличные деньги, но полное неумение рационально распоряжаться своими доходами, приводили его порой просто к нищете.

13 января 1864 года в небольшой Нью-Йоркской гостинице композитор, несколько дней прикованный к кровати лихорадкой, случайно упав и ударившись головой о твердый предмет, трагически скончался. В тот роковой день ему было всего 38 лет.

Творческое наследие композитора составляют свыше 200 песен. Однако большая их часть относится не к менестрельному жанру, а к салонным сентиментальным романсам. Как и большинство окружающих его людей, композитор считал тогда, что «музыка белого человека», неизмеримо благороднее и солиднее легких эстрадных мелодий. Но время совсем по-другому все расставило на свои места. Оказалось, что практически ни одна из салонных песен Фостера не дожила до сегодняшнего дня. А славой своей, даже сегодня, он обязан лишь нескольким десяткам менестрельных номеров, оставшихся в памяти благодарных его слушателей. Самые известные среди них, написанные в 1852 году: «Домик над рекой», «Мой старый дом в Кентукки» и «Хозяин лежит в холодной земле», а также написанный в 1860 году — «Старый черный Джо». Но превзошла всех популярностью его комическая песенка «О Сюзанна», написанная в 1848 году.

Удивительно, но многие песни Фостера до сих пор считаются народными, настолько они популярны. Некоторые из них поются даже за рубежом с текстами, переведенными на другие языки. А некоторые композиторы США — Ч.Айвс, А. Копленд и М. Гулд, а также Ф.Пуленк в Европе, использовали их в своих сочинениях как фольклорный материал.

Немногие люди теперешнего поколения знают о том, что песни Фостера были созданы специально для театра менестрелей. Они, эти песни, распространялись по Америке с такой быстротой, а популярность их оказалась такой прочной, что еще при жизни автора их стали отождествлять с народным искусством. Даже такая песня Фостера, как «Домик над рекой» приписывалась некоему Кристи, руководителю одной менестрельной группы, который, на самом деле, купил эту мелодию у автора за 15 долларов.

Многие из современников Фостера считали, что его музыка вдохновлялась афроамериканским фольклором. Другие – напротив, утверждали, что своим творчеством композитор обязан только англокельтской песне. Думается, что оба взгляда ошибочны. Особенность музыкального творчества Фостера заключалась в талантливом поэтическом обобщении черт и англокельтского, и негритянского фольклора внутри типичного американского музыкального театра, конечно же, без его обычной банальности. Вот именно поэтому, будучи гораздо выше своей театральной основы, песни Фостера живут и распространяются и в наше время, сохраняя большую эмоциональную силу.

Даже в советское время в пригородных московских электричках не раз приходилось мне слышать лихую песенку Фостера «О Сюзанна», которую задорно распевали, возвращаясь из подмосковных походов, советские туристы.

На территории главного парка города Питтсбурга особенно выделяется необычный памятник в виде скульптурной группы. На переднем плане изображен композитор, согнувшийся над нотными листами. За ним стоит африканец, перебирающий струны банджо. Этот монумент – дань памяти замечательного американца Стивена Фостера, современника Шумана, Берлиоза и Вагнера, первого подлинно народного «светского» композитора Америки.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.