Французский композитор Яннис Ксенакис (Ιάννης Ξενάκης) родился 29 мая 1922 года в румынском городе Брэила в греческой семье. Его отец был родом с острова Наксос и работал здесь в Румынии представителем английской экспортной компании. Мать ребенка, гречанка с острова Лемнос, была хорошей пианисткой. Она и научила своего сына первым шагам в музыкальном мире. В 1932 году семья вернулась в Грецию, и Яннис стал учиться сначала в частной школе, а затем и в Афинском политехническом институте. Вместе с тем, музыка составляла одно из его главных увлечений, и он постоянно занимался гармонией и игрой на фортепиано, тщательно изучал музыкальную композицию и контрапункт.
В 1945 году Ксенакис становится активистом Сопротивления, воюет с фашистами в партизанском отряде, а затем участвует в гражданской войне. В одном из боев он получает тяжелое ранение и лишается одного глаза. Власти попытались мобилизовать Ксенакиса в греческую армию, но он отнесся к этому резко отрицательно и вынужден был скрыться. В ответ его объявили государственным преступником и приговорили к смерти. Теперь ему ничего не оставалось делать, как срочно покинуть свою родину. В 1947 году он перебрался в Италию и вскоре переехал оттуда во Францию, в Париж. Здесь Ксенакис начал свою профессиональную деятельность в качестве архитектора и около десяти лет, был ближайшим сотрудником знаменитого французского архитектора Ле-Корбюзье, лидера конструктивизма. Вместе с тем он не оставлял свои занятия музыкой, постоянно совершенствуясь в этой области. Его учителями становятся Онеггер и Мийо, а затем, немного позднее, он в течение двух лет посещает класс композитора Оливье Мессиана в Парижской консерватории.
С самого начала своего творческого пути на музыкальном поприще Ксенакис поставил себе целью адаптацию математических идей и методов к музыке. То есть он настойчиво стремился восстановить единство музыки, точных наук и архитектуры. Следует здесь вспомнить, что его учитель – Мессиан – одобрял первые опыты своего ученика в этой области.
В 1954 году композитор написал свое первое произведение – пьесу “Metastaseis” для 61 исполнителя. В этой пьесе Ксенакис впервые воплотил свою концепцию так называемой стохастической музыки, где многочисленные звуковые составляющие уподобляются космическим туманностям и галактикам, а поведение отдельных музыкальных элементов внутри таких масс подчиняется законам теории вероятности и потому поведение это не вполне предсказуемо. Вместе с тем, совокупность всех движений этих музыкальных элементов и их взаимодействие между собой, порождает объемную и целостную форму. В той или иной мере композитор использовал при создании своих произведений различные аспекты теории вероятности, теорию больших чисел и некоторые другие области математической науки, а также, основополагающие законы механики и архитектуры. Уже на первых порах стало очевидным, что для качественного создания такой музыки нужны немалые средства и мощные компьютеры. С открытием в Париже центра современной музыки “IRKAM”, Яннис Ксенакис стал его художественным руководителем.
Нельзя не сказать здесь о том, что новый подход Ксенакиса к созданию музыкальных произведений был крайне воинственно встречен даже такими музыкантами авангардистского толка, как Булез и Штокхаузен. Сыграла свою роль в этом и написанная Ксенакисом статья о несостоятельности методов так называемого «сериализма», которым пользовались в своем творчестве авангардисты.
Вообще же, строго говоря, современную электронную и компьютерную музыку никак нельзя назвать привлекательной для многих, и в особенности для людей мало связанных с музыкой. Она уникальна сама по себе, и создается, как правило, в специально устроенных для этой цели центрах. Кроме вышеупомянутого центра в Париже, Ксенакис основал подобный центр современной музыки и в США при Университете штата Индиана.
Французский композитор Ксенакис сочинил множество произведений современной музыки. В основном это инструментальная музыка с различным количеством исполнителей. Нередко партитуры этих произведений напоминают конструкции архитектурных сооружений, возведенных талантливым архитектором. Есть среди произведений и два балета – “Kraanerg” и “Antikhton”.
А свои взгляды на музыкальное творчество композитор изложил в трудах о математической формализации музыки -“Musigues formelles”(1963 г.), и связи музыки и архитектуры – “Musigue, Architecture” (1971г.)
Работая в мастерской Ле-Корбюзье, Ксенакис спроектировал для павильона голландского концерна Philips на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году уникальный павильон. Он же и озвучил его тогда, написав трехминутный музыкальный сюжет Concret PH, который периодически звучал в павильоне. Создание этого павильона способствовало появлению целого направления в строительстве такого рода сооружений во всем мире.
Музыка и архитектура всегда были рядом на творческом пути композитора. Чрезвычайно интересны работы Ксенакиса в создании нескольких пространственных аудиовизуальных композиций для исполнения на открытом воздухе или в специально устроенных для этого помещениях.
В отличие от многих своих современников композитор Ксенакис, в последнее время, жил в простой парижской мансарде, куда вела длинная деревянная скрипучая лестница. Большая квадратная и высокая комната была обрамлена по периметру вторым этажом, где на полках стояли книги и ноты. Таким был дом скромного, интеллигентного человека, современного композитора, писавшего музыку космического масштаба.
Выдающийся французский композитор Яннис Ксенакис, член Института Франции и один из создателей знаменитого на весь мир центра современной музыки “IRKAM”, умер 4 февраля 2001 года в Париже. Ему было 78 лет.
Виктор Каширников
Каталог произведений Янниса Ксенакиса