rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Жан Анри Англебер

Французский композитор, органист и клавесинист  Жан Анри Англебер родился в 1635 году в Париже в музыкальной семье. Его отец был органистом в одной из церквей Парижа и еще в раннем детстве мальчик получил от него уроки игры на органе. Но, несмотря на это,  ребенка  больше  привлекало божественное музыкальное звучание клавесина, и он, при каждом удобном случае, старался научиться играть на клавесине.
Принцип работы этого инструмента заключался в том, что прикосновение пальца к  его клавише приводило  в движение систему рычажков; движение  передавалось к струне, о которую цеплялся кусочек специально выделанной кожи, создавая очень красивый звук. Время середины  XVII было периодом невиданного взлета  искусства игры на клавесине, чему во многом способствовали  замечательные антверпенские мастера Рюккерсы, создававшие великолепные экземпляры этих инструментов.
Первым среди лучших исполнителей на клавесине  во Франции в то время был Жак Шампион Шамбоньер служивший при дворе Людовика XIV. Вот к нему в ученики и попал Жан Англебер вместе с Луи Купереном и Камбером.
К этому времени Жаком Шамбоньером была создана замечательная французская классическая клавесинная школа. Он первым использовал, так называемый, ломаный стиль, заимствованный из практики лютневого исполнительства. Великолепный  музыкант, наследник вековых семейных музыкальных традиций, многому научил Жана Англебера.
С 1632 года Шамбоньер служил при королевском дворе и получил поначалу известность как непревзойденный клавесинист и танцовщик. Все складывалось безоблачно и  хорошо для него, однако судьба распорядилась иначе.
Получив в наследство от матери поместье «Шамбоньер», музыкант стал именовать себя «де» Шамбоньером, подчеркивая свою принадлежность к дворянству. Это стало его роковой ошибкой. Людовик XIV  был ревностным хранителем нерушимости сословного строя. Разгневавшись по этому поводу, он лишил Шамбоньера  его придворной субсидии, и хотя музыкант остался придворным клавесинистом, его перестали приглашать ко двору, и таким образом  Шамбоньер потерпел полное фиаско в своей карьере придворного артиста.
В 1662 году на должность придворного клавесиниста  Людовика XIV приглашают его ученика Жана Анри Англебера. Должность придворного клавесиниста предусматривала сочинение музыки к определенным значительным датам в жизни двора, а также сочинение музыки  к танцевальным вечерам во дворце. Кроме того, Жан Англебер должен был принимать еще и непосредственное участие в дворцовых спектаклях, в которых иногда играли  и композитор Люлли и король,  да и многие другие придворные.
Англебер  успешно  и увлеченно работал и сочинял много музыки для клавесина и органа, посвящая ее семье Людовика XIV. Музыка эта  имела свой неповторимый стиль, отличающийся уникальной и совершенной полифонической техникой. Даже теперь мы беспристрастно можем судить об этом. До нашего времени дошел известный сборник пьес Жана Англебера для клавесина, – “60 Pieces de clavecin”, изданный в Париже в 1689 году. Он включает в себя многие оригинальные сочинения композитора. Это 22 вариации на мелодии испанской музыки, многочисленные переложения арий и танцев  из опер Жана — Батиста Люлли, транскрипции популярных напевов, четыре сюиты танцев, причем три из них открываются прелюдиями без метра, и пять органных фуг, которые говорят о его безукоризненном владении  контрапунктом.
В сборник включены также интересные теоретические разработки — «Принципы аккомпанемента» с таблицей расшифровки украшений и многочисленными новыми условными знаками, которые благодаря Англеберу вошли с тех пор в широкий обиход. Здесь же был изложен короткий трактат композитора о гармонии.
Жизнь придворного клавесиниста Жана Англебера оказалась нелегкой. Придворные интриги  и состояние постоянной зависимости от воли монарха в сильной степени отразились на его здоровье. В связи с этим в 1674 году  он вынужден был отойти от дел, хотя формально состоял в должности придворного клавесиниста до конца своих дней.
Вместо него функции придворного клавесинистиа  с успехом  исполнял  его старший сын Жан Батист Анри  Англебер.
А ушедший на покой композитор продолжал активно писать музыку, давал уроки игры на клавесине  высокопоставленным особам и участвовал в концертной деятельности.
Французский композитор Жан Анри Англебер умер в Париже весной 1691 года в возрасте 56 лет.
Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.