rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Жан-Франсуа Лесюэр

Знаменитый французский композитор, написал Рождественскую ораторию и две оратории на Страдания Христа.

Знаменитый французский композитор Жан-Франсуа Лесюэр, принадлежал  старинному роду Понтио и родился 16 февраля  1760 года в Дрюка-Плесьель, поблизости от городка Аббевиллль.

 

Свое первоначальное музыкальное образование Жан получил в певческой школе Аббевилля, а затем стал служить певчим в хоре собора Амьена. В 1799 году он уже стал помощником регента в церкви “Saints Innocents” в Париже, не прекращая своих занятий теорией музыки под руководством пастора Розе. Изучая старинных мастеров, Лесюэр старательно развивал свои музыкальные способности, и его сочинения вскоре стали появляться в духовных концертах. Обладая от природы характером темпераментным и беспокойным, Лесюэр обычно недолго довольствовался занимаемым им положением; так и теперь он  вскоре становится капельмейстером сначала кафедрального собора в Дижоне, потом  в Лемане и затем переезжает в Тур. В 1784 году он вновь возвращается в церковь “Saints Innocents” в Париже, но уже служит здесь в должности главного капельмейстера. Через два года Лесюэр уже капельмейстер главного собора Парижа – “Notre Dame”. Работая здесь, композитор учреждает и создает большой оркестр и не устает писать свои  духовные сочинения. Многочисленные мессы, мотеты и оратории выходят из под его пера в этот период. Свои музыкальные принципы Лесюэр поведал миру в брошюрах “Essai de musique sacree ou musique motive et methodique” и “Expose d”une musique une, imitative et particuliere a chaque solennite”, написанных в 1787 году. В них развиваются эстетические  воззрения Жана-Жака Руссо и провозглашается главная цель музыки — подражание природе. Сочиняя в очередной раз одну из своих месс, композитор написал к ней большую инструментальную увертюру. Неожиданно для него, увертюра, написанная необычным изобразительным музыкальным языком, наделала много шума и вызвала горячие споры среди духовенства и прихожан.

 

Лесюэр вынужден был распустить свой оркестр и выйти в отставку. Композитор покинул Париж, и четыре года прожил в Champigny, полностью  посвятив себя сочинению музыки. Здесь он начал писать для театра и создал свою первую оперу «Пещера», созданную по одному из эпизодов романа А. Лесажа «Жиль Блаз». Опера была поставлена в театре «Фейдо» в Париже в 1793 году и произвела на современников сильнейшее впечатление. Всего же за свою творческую жизнь композитор написал девять опер.

 

К этому времени относится  активная деятельность композитора в области музыкального просвещения. С 1795 года Лесюэр – профессор Парижской консерватории. Совместно с другими преподавателями он участвует в создании двух учебников по музыкально-теоретическим дисциплинам. Это “Principes elementaires de musique” и “Solfeges du Conservatoire”.

С наступлением революционных времен во Франции, одаренный, глубоко увлекающийся композитор, создал целый ряд хоровых песен и гимнов для массовых празднеств. Среди них «Песнь триумфов Французской республики», «Песнь первого вендемьера IX года», «Гимн девятого термидора» и множество других подобных произведений.

В 1801 году Лесюэр прервал свои связи с консерваторией и в течение трех лет находился в чрезвычайно тяжелых материальных условиях. Опера “Les Bardes”, написанная композитором в 1804 году и поставленная в Императорской академии музыки в Париже, имела большой успех и поправила его дела. После премьеры Лесюэр получил от Наполеона табакерку с надписью: «Император французов композитору Бардов»,  и вскоре был назначен директором придворной капеллы. Теперь он становится активным сторонником реставрации старых церковно-певческих школ, а произведения, созданные им в годы революции, композитор переделывает для церкви. Некоторую часть  этих произведений он использует для прославления императора.

С 1818 года Лесюэр вновь вернулся в Парижскую консерваторию. Здесь он получил звание профессора и стал преподавать теорию музыки и композицию. Семь лет композитор работал на этом поприще, передавая ученикам свои уникальные музыкальные знания. Из учеников Лесюэра, наиболее известны теперь Г. Берлиоз, А. Тома и Ш. Гуно.

Около тридцати крупных произведений композитор написал для церкви. Все их отличает величественная монументальность и удивительная простота. Из них следует особо отметить «Рождественскую ораторию» и две оратории на «Страдания Христа».

Нередко композитор писал музыку и по поводу различных торжественных случаев. В частности, им написан коронационный марш в честь Наполеона I.

Крупный и серьезный музыкант Лесюэр не был лишен и литературного таланта. После 1830 года он всерьез сосредоточился на литературной деятельности. Из наиболее известных произведений выделяется его “Notice sur Paisiello”, имевшее большой успех у современников.

В 1813 году Жан-Франсуа Лесюэр был избран членом Академии.

Композитор умер в Париже осенью 1837 года. Ему было 77 лет.

 

Ведущий рубрики Виктор Каширников

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.