В этой рубрике Специальное радио рассказывает о фортепианных ансамблях и о всё, что с этим связано
Филд должен был быть доволен тем, что остался в Петербурге. Концерты проходили с огромным успехом. Петербургские газеты публиковали восторженные рецензии. Все хотели у него заниматься, и знатные россияне, и дети иностранцев, живущих в Петербурге, платили огромные гонорары, но первые годы жизни в России, в Петербурге как раз, он очень много работал. Клементи приучил его заниматься по меньшей мере 4−5 часов в день, он очень много занимался. Жил сначала на Васильевском острове, 4 линия дом 11, но там деревянный дом не сохранился. А вот потом он жил на Большой Морской, неподалеку от особняка Монферрана, изумительного особняка с прекрасным залом, где проходили наши конкурсы фортепианных дуэтов, и где дуэты Филда играли всё время.
Когда Берни издал свои дуэты – в 1770-е годы – дамы носили кринолины, державшие их на слишком больших расстояниях друг от друга (инструмент был дамским!). И тогда появился клавесин, сделанный мастером Мерлиным специально для игры дуэтов – с шестью октавами. Клавиатура начиналась на октаву ниже и кончалась на октаву выше. И поскольку с тех пор все великие европейские мастера сочиняли дуэты, инструменты с дополнительными октавами стали привычными.
Есть один вопрос, на который я отвечала уж много раз за годы, что провела в Московской консерватории с весны 1958 года – года моего поступления, и заканчивая 2016-м, то есть почти 60 лет. Вопрос этот задавали те, кто проходил в наш изумительный Большой зал через его фойе. Вопрос – почему пришедших в Большой зал консерватории встречает огромный, во весь рост портрет седовласого старика с горящими глазами в чёрной сутане аббата с очень выразительными крупными руками. Это, кстати сказать, один из лучших портретов кисти Репина, и он висит на самом почетном месте в фойе при входе в артистическую.
Узнав, что это портрет Ференца Листа, все тут же уточняют: «А что, он работал в консерватории?». Конечно, он не мог работать в Московской консерватории, поскольку посещал Москву за четверть века до открытия консерватории. Но этот портрет находится на своём месте вполне заслуженно, и о причинах этого я в очередной раз с удовольствием расскажу.
Лауреатами 1 степени VI Уральского международного конкурса фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти А.Г. Бахчиева в номинации «Учащиеся фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, специализированных школ-десятилеток» Категория «В» (10 -11 лет) – стал фортепианный дуэт из Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки (г. Екатеринбург) – Анфиса Пажаева и Алиса Тарабаева, преподаватели Заслуженный работник культуры России Елена Семеновна Лазарева и Наталья Григорьевна Кузьмина. Преподаватели дуэта удостоились Диплома «За лучшую педагогическую работу». Специальное радио попросило Заслуженного работника культуры России Елена Семеновну Лазареву рассказать о себе и об этом замечательном фортепианном ансамбле.