Лауреатами 1 степени VI Уральского международного конкурса фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти А.Г. Бахчиева в номинации «Учащиеся фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, специализированных школ-десятилеток» Категория «В» (10 -11 лет) – стал фортепианный дуэт из Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки (г. Екатеринбург) – Анфиса Пажаева и Алиса Тарабаева, преподаватели Заслуженный работник культуры России Елена Семеновна Лазарева и Наталья Григорьевна Кузьмина. Преподаватели дуэта удостоились Диплома «За лучшую педагогическую работу». Специальное радио попросило Заслуженного работника культуры России Елена Семеновну Лазареву рассказать о себе и об этом замечательном фортепианном ансамбле, и вот что она рассказала:
“Я работаю в детской музыкальной школе №2 имени М. И. Глинки города Екатеринбурга преподавателем фортепиано с 1964 года. Фортепианный ансамбль входит в программу обучения в ДМШ и все наши ученики сдают экзамен по этой дисциплине, но для того, чтобы создать такой дуэт какой получился из Анфисы и Алисы, конечно необходима кропотливая работа сверх программы.
Я вообще, очень люблю заниматься ансамблем. Это особый жанр фортепианного исполнительства. Он возник как форма домашнего музицирования, которая когда-то, когда не было аудиозаписи и услышать музыку в домашней обстановке можно было только исполнив её самому, позволял, разделив технические трудности на двоих, исполнять сложные произведения скромными силами любителей. Большой спрос на музыку для фортепианного дуэта привёл к созданию шедевров в этом жанре величайшими композиторами прошлого. А в середине прошлого века благодаря усилиям профессиональных исполнителей популяризаторов этого жанра он вышел и на концертные сцены. Для нас же, преподавателей фортепиано, ансамбль – большое подспорье в нашем непростом деле обучения детей. Благодаря игре в ансамбле с одной стороны развиваются многие важные музыкантские навыки, самый важный из которых – умение слушать партнёра. Кроме того, для большинства детей само наличие партнёра – огромный стимул и плюс, облегчающий работу за инструментом. Дети учатся друг с другом и друг у друга. Многое становится легче и понятней ребёнку когда рядом с ним партнёр – маленький музыкант, который решает те же проблемы, осваивая этот необыкновенно сложный инструмент. Да и для нас, взрослых, преподавателей, работа над ансамблем в партнёрстве, когда мы объединяем в дуэты учеников друг-друга, это важный элемент собственного профессионального развития. Когда я начинала свой профессиональный путь, я работала над совместными дуэтами своих учеников с учениками моих старших коллег и очень многому научилась в этой работе и у моей учительницы Валентины Александровны Танклевской – ученицы великой Берты Соломоновны Маранц, и у Софьи Александровны Выгодской, с которой мы с 1997 года несколько раз возили детей на международный конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра» в Санкт-Петербурге. Именно тогда мы познакомились с замечательными музыкантами Еленой Геннадьевной Сорокиной и Александром Георгиевичем Бахчиевым, председателями жюри конкурса. Их называют «Золотым дуэтом России» за огромный вклад в развитие дуэтного исполнительства. Невозможно забыть встречи с ними, и на конкурсе, и в Екатеринбурге, когда они приезжали на фестивали, которые проводила у нас в городе созданная ими Международная Ассоциация фортепианных дуэтов. Незабываемо то, как они делились с нами секретами своего мастерства, подбадривали, вселяли уверенность в своих силах. И сейчас они остаются для нас ориентиром. Записи их игры – настоящее сокровище, эталон качества ансамбля, вкуса, отточенности исполнения. Из этой творческой дружбы возник и международный конкурс фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти Александра Георгиевича Бахчиева, который проходит в нашей школе с 2014 года каждые два года. Елена Геннадьевна Сорокина – председатель жюри конкурса.
Дуэту моей ученицы Анфисы Пажаевой и Алисы Тарабаевой, ученицы моей более молодой коллеги Натальи Григорьевны Кузьминой, уже три года. В ансамбль девочки влюблены так же, как и мы – их преподаватели, так что у нас полное взаимопонимание. Они очень подружились и каждое воскресенье собираются дома у Анфисы чтобы позаниматься вместе, серьезно работают над всем тем, что было содержанием наших уроков в течение прошедшей недели.
Про них можно сказать, что они «сошлись как лед и пламень», настолько они разные, даже противоположные по характеру и темпераменту. Анфиса очень инициативная, обладает ярко выраженными лидерскими качествами. В игре она очень артистична, при этом у неё замечательное чувство времени. В работе над ансамблем она ярко проявляет качества, благодаря которым, на мой взгляд, в будущем может стать дирижёром. Проявляются и задатки будущего педагога. Очевидно что это ее очень интересует и очень занимает. Алиса совсем другая – нежная, уравновешенная, идет за Анфисой как за лидером, что очень важно в дуэте, а с другой стороны, в чем-то смягчает бурный темперамент своей партнерши. Обе они веселые открытые девочки, и наши занятия проходит в замечательной обстановке дружбы и увлеченности музыкой. Мы постоянно слушаем с ними записи, они часто участвуют в различных мастер-классах. Но самое, пожалуй, важное – то что они уже занимаются как взрослые, как профессионалы – терпеливо и очень тщательно – и, похоже, уже видят себя в будущем музыкантами.
На прошедшем в этом году конкурсе «Диалоги за роялем» у нас, как всегда, были разные номинации – в нём участвовали и студенты музыкальных училищ и консерваторий и преподаватели, но среди детских ансамблей девочек признали самым ярким дуэтом.
Впереди, конечно, у нас будут новые программы – мы уже их обдумываем. Будут новые выступления, конкурсы, поездки. Девочки мечтают об этом потому что очень любят сцену, а сцена, надо сказать, любит их.”