Так вот, мы остановились на том, что родина фортепианных дуэтов — Англия эпохи Ренессанса. В Британском музее я держала в руках ноты двух очаровательных пьес Николаса Карлтона и Томаса Томкинса. Они входили в рукописное собрание нот, некогда принадлежавшее Томкинсу.
По свидетельствам биографов, композиторов связывала дружба, и не исключено, что сочинения эти предназначались для совместного музицирования.
Даты рождения Николаса Карлтона расходятся в разных источниках, это примерно 1570-й год, а дата смерти известна – 1630-й. До нас дошли всего несколько его произведений для клавира, включая упомянутый дуэт, остальные сочинения, судя по всему, утрачены.
Что же касается Томаса Томкинса, тут с датами всё ясно — 1573 год его рождения и 1656 год кончины.
Томас Томкинс — один из крупнейших английских мадригалистов, органист королевской капеллы и Ворчестерского собора. Томас Томкинс, пожалуй, самый знаменитый представитель семейства музыкантов, которое считается английским аналогом семействам Бахов в Германии и Куперенов во Франции (в музыкальной энциклопедии Гроува описано творчество двенадцати членов династии Томкинсов).
Ещё один прекрасный дуэт, очень своеобразный, программный, принадлежит крупнейшему мастеру английской клавирной школы Уильяму Бёрду (1543–1623). Бёрд нередко использовал в своей музыке мелодии популярных песен, танцев, интонации посвиста извозчика, военных сигналов, и вот его дуэтная пьеса называется «Битва и затишье» (“A Battle and no Battle), она основана на теме, воспроизводящей призыв к сражению. Под нотным текстом написано: «Эта мелодия играется перед битвой».
Музыку пьесы отличает суровая простота. Очень интересны изобразительные детали. В коде Бёрд требует повторить 10 раз в ускоряющемся темпе небольшой фрагмент, имитирующий звучание погребального колокола, а вслед за этим 20 раз в очень быстром темпе надо повторить ещё один фрагмент, воспроизводящий колокольный звон Осни.
Что такое Осни? Это название местности на территории старого Оксфорда, где находился монастырь XIII века. Он не сохранился. Последние такты пьесы сопровождаются словами: «Затишье после битвы, похоронный звон».
Пьеса написана, по существу, для исполнения тремя руками, потому что нижний голос — это одноголосная басовая партия.
Дуэты английских композиторов, вот эти дуэты, представляются короткой интродукцией, отделённой от, собственно, истории жанра долгой паузой — больше столетия. Я не исключаю, что за это время такие сочинения создавались, но до нас не дошли. Сведений об игре в четыре руки нет ни в литературе, ни в памятниках изобразительного искусства. Я не нашла упоминаний о дуэтах на одном инструменте и в теоретических трактатах того времени. Это склоняет меня к мысли, что, по-видимому, в семнадцатом и первой половине восемнадцатого века дуэтов за одним клавиром либо не писали, либо писали крайне мало. А в 1760-1770-х годах XVIII века в той же Англии, в Лондоне, стали появляться четырёхручные сонаты одна за другой.
Их авторами были самые известные композиторы – Моцарт, Чарльз Бёрни и Иоганн Кристиан Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха, так называемый Лондонский Бах.
Чарлзу Бёрни в момент сочинения сонат было 40 лет, Иоганну Кристиану Баху — 30, Вольфгангу Амадеусу Моцарту — 8 с половиной, и он опередил всех.
Но давайте из уважения начнём со старшего.
Чарлз Бёрни (1726−1814). ОН на 30 лет старше Моцарта. Сейчас его имя почти забыто, но в своё время он был очень знаменит – и как органист, клавесинист, композитор – и историк, но какой историк!
Бёрни много путешествовал, жил подолгу во Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Чехии, Германии, Нидерландах – и писал о том, что сам видел и слышал. Образованнейший человек, интересный, блестящий собеседник, он был лично знаком и с Глюком, и с отцом Моцарта, и его детьми – Вольфгангом и Наннерль, и с Вольтером, переписывался с ними. Беседуя с ними, посещая концерты, спектакли, он писал живую историю музыки. Помимо описания произведений, он воссоздал облик исполнителей: игру Моцарта и других… Бесценные свидетельства очевидца.
Так вот, когда Бёрни много позднее, уже в начале 19 века, пишет для музыкальной энциклопедии и рассказывает о музыке для 2-х исполнителей за одним инструментом, он пишет о себе в 3-м лице:
«Когда Бёрни издал свои дуэты – в 1770-е годы – дамы носили кринолины, державшие их на слишком больших расстояниях друг от друга (инструмент был дамским!). И тогда появился клавесин, сделанный мастером Мерлиным специально для игры дуэтов – с шестью октавами. Клавиатура начиналась на октаву ниже и кончалась на октаву выше. И поскольку с тех пор все великие европейские мастера сочиняли дуэты, инструменты с дополнительными октавами стали привычными».
Слова «с тех пор все великие мастера сочиняли дуэты…» – чистая правда. А вот развитие дуэта – быстрое, активное, было связано все-таки не с клавесином, а с распространением молоточкового фортепиано (особенно в России!).
Так вот сонаты Бёрни. Они очаровательны. Дивные мелодии, близкие народным ирландским песням; сигналы почтового рожка (английские почтальоны из почтовой кареты, запряжённой лошадьми, трубили громко в рожок. И все выбегали встретить почту), интонации пения кукушки – все очень весело, с юмором. И есть что поиграть!
Слушать: Ч.Бёрни. Аллегро из Сонаты до мажор.
Буквально вслед за сонатами Бёрни целую серию сонат выпустил Иоганн Кристиан Бах – младший сын И.С.Баха – «Лондонский Бах».
Как же их всех опередил на 10 с небольшим лет (!) – большой срок! – ребёнок Моцарт – он-то опубликовал свою первую сонату в 1765 году?
А вот как. Когда Моцарту было 8 лет, он с отцом – Леопольдом – и младшей сестрой Наннерль приехали в Лондон. Это – после долгого путешествия по Европе: позади были выступления в Мюнхене, Франкфурте, Париже, Брюсселе… Тяжёлое путешествие, дети болели, но – мода на вундеркиндов.
Триумф в Лондоне превзошёл все: благосклонность королевской семьи, поток похвал, подарков…
Особое внимание восьмилетнему Моцарту оказывал Иоганн Кристиан Бах. Проводил с ним много часов, импровизируя, знакомя со своими сочинениями. В том числе – четырёхручными. У него было 6 лёгких дуэтных сонат, созданных ещё в 1750-е годы. Он называл их «Уроками» и никогда не издавал.
А Моцарт, познакомившись с ними, написал большую (по тем временам) 3-хчастную сонату концертного типа – и её тут же издали в Лондоне в 1765 году – до выхода в свет сонат Бёрни и Иоганна Кристиана Баха оставалось 10 с лишним лет.