Подборка советов начинающим музыкантам из интервью, которые давали Специальному радио различные исполнители.
По достижении ощутимых результатов не «задирайте нос», не поддавайтесь симптомам «звездной болезни». Эта зараза очень тормозит как духовное, так и профессиональное развитие личности. Музыка, да и вообще искусство, – постоянный, тяжелый и не всегда благодарный труд. Занимайтесь этим серьезно, только если чувствуете свое предназначение в этом. Необходимо развиваться не только как музыканту, но и как личности. Если вы выходите на сцену, то должны знать – зачем, что именно вы хотите рассказать миру. Иначе будет попса. И главное: если уж выбрали цель, идите к ней без колебаний и сомнений, не сворачивайте, не отступайте. Старайтесь быть лучшим и оригинальным. Учитесь у мастеров, накапливайте опыт и на его основе вырабатывайте свой неповторимый стиль, как в музыке, так и в имидже.
Хамер (группа Kruger)
*
Не жалейте сил, любите то, чем занимаетесь, наслаждайтесь своей собственной музыкой и стремитесь идти по пути оригинальности, подчеркивая свои особенные таланты.
Glenn Tipton (Judas Priest)
*
Я хочу пожелать музыкантам побольше удачи на их творческом пути.
K.K. Downing (Judas Priest)
*
*
*
Всем начинающим музыкантам мы бы хотели пожелать иметь много сил и энергии, найти свежий и оригинальный подход к публике. А вообще, находиться в мире музыки уже здорово, не смотря ни на что.
ROB HALFORD (Judas Priest)
*
Во-первых, удачи. Во-вторых, никогда не сдавайтесь, ведь никогда не знаешь, что может случиться.
Andrew Craighan (My Dying Bride)
*
Удачи, потому что вам она пригодится. Держитесь за свои инструменты, делайте музыку такой, какой вы её слышите в своей голове и не пытайтесь звучать как другая группа. Оригинальность и вера в ваше собственное видение – вот ключ! И не в последнюю очередь, – не ожидайте, что будете в состоянии этим зарабатывать на жизнь. Имейте запасной план, если что-то не срастётся…. Хотелось бы мне иметь такой! Спасибо за это интервью, будьте клёвыми, будьте самими собой и помните, что музыка – это оргазм для слуха, а не трёхминутное видео по MTV с девочками в бикини!
Zak Tell (Clawfinger)
Пусть они никогда не забывают о том, о чем мечтали в начале пути.
Marian Gold (Alphaville)
*
(советы молодым дирижерам)
Здесь немножко проще, потому что это моя область. Что же я могу посоветовать будущим и начинающим дирижерам? Я хочу обратить особое внимание Ваших слушателей на тот момент, что профессия дирижера, у меня, по крайней мере, складывается ощущение, со временем, с годами изменяется. Я некоторое время, собственно, сам был пианистом и с течением времени я не заметил особых изменений. Т.е. я был пианистом, и никаких особых изменений не происходило. А что же касается профессии дирижера, то это, как мне кажется, настоящее призвание, и эта профессия изменяется во времени и вместе со временем. И может быть даже это не совет, а больше открытие, которым я с Вами поделился.
Jean Deroie
Будь собой, верь в себя и много работай.
Dr.Alban
*
Никогда не даю советов – слишком высока ответственность … Главным образом, надо не быть слишком наивными и оставаться с ясной головой, что бы ни случилось.
Patti Guesch
Nightrage: Любите музыку и всё что с ней связано. Не занимайтесь ей по неверным причинам, – только если это действительно ваша жизнь.
Marios Iliopoulos (Nightrage)
*
Устроиться на работу и заняться чем-то приличным!!! (смеется)
Если серьезно, я думаю, что не должен давать советов тем, у кого есть хорошие шансы стать известными на музыкальной сцене, потому что они найдут и свой стиль, и свою аудиторию. Если у вас есть талант, вы работаете усердно и сохраняете постоянную веру в себя и свои возможности, тогда вы преуспеете. Вы должны лишь верить в себя. Ни одна компания звукозаписи и ни один менеджер не способны компенсировать отсутствие таланта и способностей. С другой стороны, плохая компания звукозаписи не может помешать по-настоящему хорошей группе, так как в итоге поклонники сами решают, что им слушать. Вы должны лишь уметь передавать вашу музыку все большему количеству людей, а это работает только тогда, когда от концерта к концерту и от CD к CD вы заражаете их энтузиазмом. Все другие желающие стать рок-звездами исчезнут сами собой в течение нескольких лет.
Sonke Lau (Unrest)
Всегда оставайся верен себе, будь честен и используй свои собственные идеи.
Liv Kristine (Ex-Theatre of Tragedy)
*
Я думаю, научиться играть на музыкальном инструменте – одна из чудеснейших вещей, которую мы можем осуществить. Для удовольствия, не для карьеры. Я бы порекомендовала каждому научиться играть на инструменте!
Tanita Tikaram
Быть музыкантом – это полезный опыт.
Но не бросайте свою повседневную работу.
Govinda
*
Делай СВОЁ дело, беги против ветра! Не пытайся заработать денег, просто будь честен к себе и слушателям. Хорошая музыка случается независимо от денег, которые ты можешь этим заработать. Взрывайся, когда выходишь на сцену!!! KEEP MUSIC ALIVE!!!
Across the Border
Дерзайте!
Desireless
*
Хороший совет, – быть открытым и гибким для различных проектов и музыкальных стилей. Кроме того, нужно хорошо следить за своим здоровьем, поскольку в этом бизнесе нет кого, кто бы платил деньги, если ты вдруг заболеешь и не сможешь играть.
Kerstin Blodig
Работать, репетировать, экспериментировать очень, очень усердно, и все время учиться!
Karlheinz Stockhausen
*
По максимуму использовать технологии, читать мануалы, сочинять на протяжении долгих часов, детально изучать музыкальный бизнес (включая музыкальные публикации) и смело встречать те ситуации, когда вам в чем-либо отказывают. Усердная работа и преданность мастерству дают осознание собственной значимости как композитора. Все остальное – дело техники.
Марс Лазар
Удачи. И делайте это от всего сердца.
Greg Mackintosh (Paradise Lost)
*
Я бы сказал, что все, что вам нужно, это стараться играть свою музыку как можно больше, как можно чаще, и иметь при этом постоянную связь со слушателями, и стараться… стараться понять, что вы испытываете по поводу всего этого, как аудитория вас воспринимает. Постоянно быть в диалоге, в контакте со слушателем.
Jesper Binzer (группа D-A-D)
Как мы уже сказали, мы – хиппи, так что… Иди, куда тебя зовет сердце;-). Но, прежде всего, пиши честные песни. И не забывай проверять, не выиграл ли твой лотерейный билет.
группа Sparkling
Не знаю, это трудное бремя. Очевидно, если кто-то стремится стать музыкантом, нужно поощрять его в этом стремлении. Но нужно быть по-настоящему преданным своей мечте, получать удовольствие от своих опытов, потому что если вас волнует коммерческая сторона процесса, это все здорово затрудняет. Так что я могу пожелать начинающим – иметь энтузиазм.
Russel Mael (SPARKS)
Не останавливайтесь! Сделайте все, на что вы способны, зайдите так далеко, как вы можете зайти, и потом продолжайте путь дальше. Наслаждайтесь, потому что это лучше, чем секс (почти что!).
David Lowe
Я бы им [молодым музыкантам] пожелал божественного вдохновения, чтобы они создавали замечательную музыку, и чтобы я услышал ее. Вот чего бы я хотел.
Ben Watkins (Juno Reactor)
Играйте. Самая лучшая в мире вещь – играть музыку. Даже если к вам не пришел успех, все равно нет ничего лучше. Путешествия по стране или, если повезет, по всему миру, возможность играть свою музыку для людей, видеть и переживать моменты, о которых другие люди не могут даже мечтать – я это обожаю. И это стоит всех жертв, которые вам, возможно, придется принести. И вы будете жить с мыслью, что в любой момент ваша мечта может стать явью. Вы можете этого добиться, достичь огромного успеха и насладиться всем, что может предложить вам мир. Но вам надо быть очень сильными, чтобы противостоять неизбежным препятствиям, вам понадобится почти всепоглощающая самоотдача и преданность делу. Вы должны помнить всех, кто поможет вам, и никогда не переставать быть им благодарными, вне зависимости от того, какого успеха вы добьетесь.
Самое важное – это поклонники. Они всё, они ваша кровь. Никогда не смотрите на них сверху вниз, всегда находите для них время, всегда помните, как сильно они вам нужны и всегда помните, что среди них есть звезды завтрашнего дня. И никогда не думайте, что вы лучше них. Мы просто люди, которым повезло чуть больше, чем остальным.
Gary Numan
Надо верить в то, что ты делаешь.
Udo Dirkschneider
*
Постоянно занимайтесь и пытайтесь найти людей, с которыми можно организовать группу. Мне повезло попасть в замечательную группу – я имею в виду и музыку, и коллектив. Также важно доверять своей интуиции и не бросать, даже если сейчас вы не самая популярная группа. Путь к популярности в направлении “металл” долгий, но он этого стоит.
Titus Hjelm (Thunderstone)
Главное это делать то, что тебе нравится, тогда это будет честно. И ещё главное, чтобы шёл процесс творческий, чтобы он не перестовал. Ни в коем случае не останавливатся!
Лена Тэ
Во-первых, нужно много работать. Далее, нужно помнить, что молодые группы должны заниматься не только музыкой, но и продвижением своего материала, управлением и заключением договоров. Не стоит ждать помощи извне, а самостоятельно решать все организационные вопросы.
группа “Leto”
Один совет – завязывать пока не поздно. Лучше не начинать. А если твой сын взял в руки гитару – лучше ему сразу пальцы сломать. На 90 процентов это закончится в лучшем случае ничем, а в худшем – очень печально все это закончится. Но если кто-то действительно хочет, то пусть будет очень упорным, потому что чтобы на этом поприще реализоваться, нужно очень много трудов. Лопатой проще кидать, как это ни странно, гораздо легче и физически и морально. Потому что в этом шоу-бизнесе, так сказать, кроме того, что ты должен уметь играть на гитарке, еще массу других качеств должен иметь, чтобы себя реализовать. Вот Митяю пришлось выучиться на звукорежиссера, например. А до этого – на слесаря и на таксиста. И для того, чтобы заниматься музыкой, нужно иметь солидный багаж в голове еще, чтоб было о чем сказать. Будь ты хоть трижды замечательный гитарист или клавишник, но, по сути, ты – скотина, с людьми не сработаешься, будешь бродить из коллектива в коллектив, и так нигде не приживешься.
группа “Чёрный Обелиск”
Вот основные принципы, которые должен соблюдать человек, решивший делать музыку ту, которую хочется делать ему. Во-первых, это тщательное отношение к музыке, которую будет исполнять музыкант. Во-вторых, если коллектив или музыкант хотят стать профессиональными, то я бы предложил сразу подумать о том как выступать не только по клубам, но и в концертных залах, это очень важно. Клуб это очень хорошо, но, на мой взгляд, музыканты должны выступать в концертных залах, на фестивалях и т.д.
Сергей Щураков (Vermicelli Orchestra)
Современный российский музыкант, который хочет делать музыку, которая ему нравится, просто должен делать такую музыку, которая ему нравится, – и это тот главный принцип, который он должен соблюдать. И мы только можем пожелать всем музыкантам, чтоб у них была возможность поступать именно так, тогда всё будет хорошо.
Артём Тамазов (Vermicelli Orchestra)
На мой взгляд, здоровье – самое важное в нашей жизни. Ну и очень важно, конечно, иметь своё место в жизни, суметь найти себя.
Max Raabe
Я желаю начинающим музыкантам только одного: внимательно исследовать мой жизненный путь, и построить свою жизнь с максимально возможной перпендикулярностью. В идеале, постараться выдать как можно больше материала до 30-40 лет, и не оглядываться на других. Идти своей дорогой, ни кому не верить, больше читать, и самое главное – найти, выбрать и ни когда не менять свою несущую частоту.
Алексей Вишня
Надо относится ко всему искренне. И песни искренные надо писать. Если говоришь, не надо юлить, и забираться в полутона. Надо говорить: или чёрное, или белое; кто ты, с нами или против нас. Надо всегда выбирать, а не плавать как дерьмо в проруби, не зная куда прибиться, к какому берегу.
Михаил Шелег
Каждый человек должен решить сам для себя, чем ему надо заниматься.
Группа Бабслэй
*
Первое – человек должен ответить себе на вопрос: для чего он собирается делать эту музыку и для кого. Второй вопрос, который он должен перед собой поставить и ответить на него – что он хочет иметь от этой музыки? Он хочет зарабатывать деньги этой музыкой или он хочет петь своим друзьям или он хочет работать по клубам? И дальше, уже после того, как ответишь на эти вопросы, уже пойдут какие-то пожелания. Я для себя отвечаю на это вопрос просто. Я – профессионал. А раз я профессионал, значит, я должен зарабатывать этой музыкой деньги. И если я отношусь к себе хорошо, то я должен сочинять качественную музыку, т.е. качественный саунд, тексты и мелодии, и это должно покупаться. Сложно советовать, если нет ответа на вопросы, что музыкант сам хочет от своей музыки. Если он хочет, чтобы его музыку купил дядя-продюсер, то это другое. Он может налабать на гитаре, а дядя-продюсер даст ему денег, и будет говорить, что конкретно и как делать, но о творчестве при этом придется забыть. И все – он уже никто. У нас – другое. Мы – команда, мы сами себе продюсеры, хотя с удовольствием хотели бы получить себе в патронах классного дядьку, который помог бы нам плыть по волнам этого идиотского щоу-бизнеса. Вот так, брат.
Валерий Наумов (гр. Иван Царевич)
Никогда музыкант не должен играть музыку, которую слушает. Мысль банальна и проста. Ты будешь всегда на шаг позади. Если сегодня ты слушаешь Слипкнот, ты должен сочинять музыку с тем расчетом, что ты это сделаешь не также, а лучше, потому что Слипкнот на месте тоже стоять не будет.
Вадим Тимошенко (гр. Иван Царевич)
Во-первых, больше записываться. Репетиции прямо записывать с пульта, делать рабочие записи, короче больше слушать себя. Сейчас люди даже себя не слушают, поэтому много ошибаются. Второе – заниматься звукорежиссурой. Как правило, все, даже высокооплачиваемые звукорежиссеры, не очень профессиональны. Надо больше себя записывать, себя слушать и работать над собой как над собственных артефактом. Не просто – ты играешь и все, а чтобы это был продукт, как батон хлеба. Твоя музыка – это батон хлеба, и ты сам видишь – вот здесь он кислый, вот здесь немножко пересоленный, и, зная эти все вещи, ты, конечно, двигаешься дальше – вот это самое важное. А молодые этого не любят, я это понял по фестивалю по одному. Поиграть, побалдеть на концертах, а запись – ооо, фууу, нее, – деньги! Какие деньги? С пульта запиши и все. Бывают записи с пульта качественнее, чем студийные. Кстати, я в свое время посоветовал коллективу «Рада и терновник» сделать их альбом на основе старых записей. Альбом получился намного лучше, чем номерные, которые у них есть, потому что там все живее, натуральней. Потому что это вещи все тонкие такие. Вот это молодым: больше записываться, слушать себя.
Сергей Жариков (гр. ДК)
Лично я обучался в консерватории, но я не думаю, что это для каждого. Все мы имеем свой собственный путь, и мы в первую очередь должны слушать свое сердце и следовать собственным взглядам. Что хорошо для одного, не обязательно подойдет другому. Будьте верны самому себе, будьте единым целым с собственной энергетикой, и никогда не позволяйте никому препятствовать вам в достижении вашей мечты. И, конечно, практика, практика, практика, а затем практика еще раз.
Quinn
Не нажираться перед выступлением. Чтобы “Ихтиандра не звать”))). Сраться поменьше…
Владимир Колпаков (гр. Бобры)
*
Молодым музыкантам надо определится – чего они хотят. Деньги, слава, ЧТО? Такой простой вопрос, которым гопники меня добивали, когда я был молодым и волосатым: чЁтенАдо?
Майкл Безыменский (гр. Бобры)
Мой главный совет любому начинающему артисту в индустрии звукозаписи – быть старательным и записывать свой собственный материал, иметь хорошего менеджера, которому вы можете доверять и не допустить, чтобы ваши авторские права на записи или публикации были нарушены. Эти требования являются главными для артистов в наши дни. И наиболее важно, это поверить в себя и любить то, что ты делаешь.
Miriam Stockley
Посоветую ничего не бояться. Это главное. Всегда нужно помнить одну великую аксиому: опасность существует везде, это факт, а вот страх – это твой осознанный выбор. Не надо ничего бояться. Если у тебя есть цель, нужно к ней идти. Прислушивайтесь к тем советам, к которым хотите прислушиваться, и делайте то, что считаете нужным. Как говорят друзья-музыканты, делай то, от чего тебя самого прёт. И ещё, нужно обязательно нести свет людям, потому что, повторюсь, слишком всё сложно в последнее время в нашей стране, слишком большие заморочки у людей по поводу быта. Это съедает, это делает народ озлобленным, и надо как-то выруливать ситуацию.
Не бояться экспериментировать. Надо идти вперёд, не слушать никого, делать то, что должны. И тогда всё должно получиться. Больше читать хороших поэтов, слушать хорошей музыки, это всё полезно, это точно даст положительный результат. А ещё трудиться, не покладая рук.
Ну, во-первых, найти хорошего учителя. А во-вторых, как говорил мой педагог в консерватории, играйте с удовольствием! Вот, пожалуй, главный рецепт успеха. Удовольствие от нашего дела — что может быть лучше?!
Это надо! Это просто необходимо тому, кто чувствует, что ему надо, и боится. Вот он чувствует, он хочет – но ему страшно, и ему надо, чтоб был друг какой-нибудь такой же. Не бойся!
Самое страшное, что произойдет – ничего.
А тем, кому не надо… ну, как бы выразиться. Многим это не надо, многие совершенно не задумываются, что, а не пойти ли мне поиграть на улице, приобрести такой, что ли, опыт. Необязательно. Не всем обязательно. Я, по-моему, ерунду в начале сказал. Не всем надо идти на улицу.
Особенно не надо идти на улицу тем, кто играет плохо. Сначала необходимо поучиться, позаниматься дома, наедине. Никто не любит, когда кто-то занимается. Всегда скрипачу стучат шваброй, пианисту – по трубе. Потому что эту муку надо претерпевать одному, желательно подольше и почаще, и тогда уже идти на улицу проверять, насколько ты освежил свое мастерство.
В последние годы есть такая тенденция, не очень приятная, на мой взгляд, когда молодые люди собираются в рок-группу, они сразу же начинают с того, что просчитывают, сколько они будут получать, с кем они заключат контракт, что из этого выйдет, и насколько они станут популярными. То есть это такой расчет. Мне кажется, для этого жанра, для рок-музыки, он неправильный в принципе, потому что это нужно делать не по расчёту, а по зову сердца. Если вы чувствуете, что вы не можете без этого жить, тогда этим нужно заниматься. Если вы хотите просто попробовать прославиться таким образом, не получится так – попробуем по-другому, автогонщиком стану знаменитым, или ещё что-то попробую… Я хочу предостеречь: ребята, сто раз подумайте, прежде чем собирать рок-группу, потому что вы можете, во-первых, очень сильно обломаться, или вы можете пойти по кривой дорожке шоу-бизнеса, и она вас уведёт очень далеко от ваших начальных рок-идеалов.
Работать, работать, работать. Безжалостно по отношению к самому себе.
ТИМОФЕЙ ЯРОВИКОВ
8
8
Я бы посоветовал им просто-напросто не становиться музыкантами. Куда уж лучше быть спортсменом.
Молодым — оставаться молодыми в своих идеях, стремиться не к подражанию, а своему стилю. Вот как бы и все, ну и конечно удачи, и попутного ветра.
Кухарев Ким aka RMF
8
Дмитрий: Где-то в Интернете видел такое высказывание: «музыкант – это человек, который запихивает оборудование стоимостью в 5000 баксов в машину за 500 баксов, чтобы проехать 500 миль и получить за выступление гонорар в 50 баксов». Краткое и емкое описание. Тяжела и неказиста жизнь гастрольного артиста. Музыка – такой же бизнес, как и любое другое дело, в котором хоть как-то замешаны деньги. Только бизнес этот зачастую убыточный. Большие затраты, неопределенный срок окупаемости или просто нерентабельность, огромная конкуренция, ущерб личной жизни (хотя не всегда), огромные траты времени. Ещё если чувак берет в руки гитару, чтобы произвести впечатление на одноклассников или обратить на себя внимание чикс, то ему явно не стоит этого делать. Сцена страдает от засилья непрофессиональных, с точки зрения их отношения к делу и качества их работ, коллективов. Черт возьми, у каждого второго волосатого парня сейчас есть группа, но не все они умеют играть, а те, кто умеет, не знает, что этого недостаточно.
Дмитриq Улыбин (Drauggard)
Музыкантам же хочу пожелать, терпения, усердия и удачи. Помните, что ваше творчество дарит людям не только радость и сводит их друг с другом на этой планете, но также спасает кому-то жизнь в определённый момент (всем подряд музыкантам не стоит обольщаться на этот счёт, речь идёт только об избранных артистах). Ведь музыка – это чудеснейшая магия, поэтому распорядитесь этой магией правильно и направьте её в нужное русло. Творите, только если у вас действительно лежит душа к творчеству, а не ради группиз и бесплатного бухла. Спросите себя, прежде чем тратить деньги на запись дебютного альбома – а действительно ли вы хороши как группа и способны ли вы конкурировать с известными западными группами? И нужны ли будут ваши записи кому-то ещё кроме вас самих? Если вы в этом сомневаетесь, то лучше даже и не начинайте, ибо это не имеет никакого смысла, особенно если вы изначально рассчитываете на ошеломляющий успех и всемирное признание. Лучше пожертвуйте свои деньги в какой-нибудь приют для бездомных животных, чем засорять и без того переполненный рынок.
Константин ‘Costas’ Сурин
Не хочу никому ничего советовать. У каждого свой путь. А пожелать, наверное, стоит. Запасайтесь терпением, следите за здоровьем, оно вам ещё пригодится в турах и на концертах, поддерживайте своих коллег музыкантов покупками их мерча и CD релизов. Делайте то, что вы делаете, и не останавливайтесь!
Александр ”Motor”(Grenouer)