К примерно 1994 году блэк метал как актуальная идеология, тащившая за собой, как козла на веревке, некоторый музыкальный жанр, прекратил своё существование. Этому предшествовала гибель одних (Per Yngve “Dead” Ohlin, Oystein “Euronymous” Aarseth), и посадка других (Christian “Varg” Vikernes, Bard “Faust” Eithun, Snorre Ruch) ключевых фигур т.н. второй волны скандинавского блэк метала. Первая волна, обычно ассоциируемая с ориентирами старой школы, в идейном смысле блэком, кстати, не являлась. Несмотря на усиленное размахивание чертовщиной в качестве атрибутики, интересы прародителей, вроде английских Venom (давших название жанру), в основном выражались в системе координат “пиво-бабы”. Таким образом, после кратковременного экзистенциального скандинавского бунта, жанр, не обремененный идеологией, в каком-то смысле начал возвращаться на круги своя. Постоянно присутствовавший контингент “непримиримых”, играющий ортодоксально-некоммерческий raw black metal, погоды не менял (как не изменил ее в свое время оставшийся в живых и на воле Darkthrone) его представители намертво застряли в колее, проложенной ранними альбомами тех же Darkthrone и Burzum, а приверженность идеям непримиримости к ценностям иудео-христианского мира (а именно под флагом анти-христианства в Норвегии в ранних 90х чуть было не произошла революция) оказалась подмененной стилистическим конформизмом, хоть бы даже и под неконформный Дарктрон. И поныне, в подавляющем большинстве, если не во всех, порталах и интернет-магазинах именно сравнение очередного raw BM альбома с упомянутыми двумя проектами призвано привести (и приводит, с удивительной безотказностью) в мозгу злого неконформного слушателя механизм, приводящий к покупке изделия. Вот так вот, “часы по Ленину сверяя…”. Менее ортодоксальная публика стала расползаться по жанрам, подмешивая последние в некогда объявленное элитарным искусство. У стиля, всё еще называющегося black metal, размылись границы, и начала расти субкультура. Пипл схавал.
Тем не менее, еще в середине 90х на еще дымящихся обломках поверженной догмы, сквозь массу натянутых серьёзных мин начали показываться ростки новой мысли. Одним из таких ростков была супергруппа Arcturus. Невероятное количество БМ-групп в стране с 4.5-миллионным населением предполагало наличие с полдюжины сайд-проектов у любого мало-мальски заметного музыканта, но в данном случае с определением можно всё же согласиться, поскольку составе были Kristophorus G. Rygg и H.S.J.Mingay (Ulver), переигравший в безумном количестве составов Jon Axel von Blomberg (Mayhem), а также музыканты из Emperor и Ved Buens Ende. Arcturus с определенной долей успеха попытался смешать несмешиваемое, а именно блэк метал с его врожденной незамысловатостью, и прогрессив рок, создавая музыку с симфоничным звучанием, эпическим размахом и элегантностью, которой, скажем, их потенциальные соперники из Emperor достигали только в минуты просветления. Экспериментаторское начало в группе, мне кажется шло от Гарма и Сколла (соответственно, двух упомянутых членов Ulver), поскольку похожие явление происходили и в последнем, с которым Арктурус пересекался составами наполовину, что начало отторгать блэк металлистов от обоих коллективов. Однако решающий удар ничего не подозревавшей публике Arcturus нанес именно настоящим альбомом. Удар был нанесен необычайной силы – за одним единственным исключением, я не видел в сети ни одной рецензии где бы авторы (пишущие в традиционно металлические порталы) не попытались вытереть ноги об этот альбом, не стесняясь в выражениях, дозволенных политикой публикующего издания. Так, порождение пожираемого червем постмодернизма жанра оказалось в состоянии вырасти над его скорлупой, попутно ткнув носом его адептов куда следует. На сей раз пипл не схавал.
Технически, “Disguised Masters” не является новым альбомом группы. За исключением единственного свежего номера (самого, кстати, слабого на всем альбоме), весь материал представленный здесь является ремиксами старых композиций группы, в основном взятых из предыдущего, принятого “на ура” альбома “La Masquerade Infernale”. Если для вас, читатель, комбинация слов “блэк метал” и “ремикс” является сущей бессмыслицей, то вы мыслите в правильном направлении, хотя, возможно, не представляете себе глубины “падения” группы в системе отсчета ортодоксов. Речь не идет о банальном пересведении фонограммы, но о тотальном перемалывании, а местами бесцеремонном калечении материала и сколачивании из корвоточащих кусков монстров почище детища Франкенштейна. Прогрессив рок и блэк метал, говорите, трудно совместимы? А как вам блэк метал и рэп, а? Представьте себе норвега, слегка подражающего черным “гангста”, но сохранившего отчетливый скандинавский флер в Master of Disguise, который был оперно-готическим номером в оригинальном исполнении. А замедленный почти раз в десять, летаргически реверберирующий drum’n’bass в Painting My Horror (откровенно скучный в оригинале)? А jungle-версия камерной Ad Astra? Альбом, начинающийся относительно предсказуемо, и даже кивнувший было в сторону БМ-корней вначале, на заново сыгранной Du Nordavind (с относительно скромной инъекцией индастриэл), затем срывается с катушек. Номера, разделенные мелко нашинкованными обрывками звуков из наследия группы (временами кажется, что диск чудовищно поцарапан и проигрыватель теряет дорожку, но каждый звук здесь записан намеренно), текут, сменяя один за другим как один кошмарный сон, порожденный насилием над организмом в той или иной форме, – настолько дикими кажутся аранжировки. Коктейль из звуковых ориентиров современных урбанистических субкультур заканчивается камерной, без единого “современного” инструмента, версией Ad Astra, оставляя после себя ощущение нереальности услышанного, и заставляющий “чесать репу” на предмет того, какую очередную чертовщину вас угораздило прослушать… Добавьте ко всему сказанному отличную работу со звуком (еще одна ересь!), и вы получите потрясающий альбом, несомненно лучший в каталоге группы.
Позже, примеру Arcturus последовали отцы-основатели жанра Mayhem, записав не менее экспериментальный, но существенно менее удачный “The Grand Declaration of War” (2000), Dodheimsgard выпустил свой апокрифический “666 International” годом раньше, но их техно-индустриальный метал был не более новаторским, нежели вышедщий ранее La Masquerade Infernale, и откровенно вымученным. Собственно же Arcturus в 2002 году записали альбом с новым материалом “The Sham Mirrors”, явившийся большим шагом как от БМ-корней, так и от экспериментаторства Скрытых Мастеров – прямехонько в мейнстрим, после чего обладатель легко узнаваемого голоса Кристофорус Ригг покинул группу. Истории не суждено было повториться дважды в одном и том же качестве. Однако этот самый один раз достоин самого пристального внимания. январь 2004
Д.М.