Тюменский Кооператив Ништяк образовался в результате ухода в середине 80х К.Рыбъякова из Инструкции по Выживанию, в которой первый был основным автором песен. Новая формация (в котором в качестве приглашенных музыкантов впоследствии переиграла масса народу, включая Е.Летова), оказалась весьма плодовита, и на данный момент насчитывает в своей дискографии около 30 альбомов. Ранние записи КН мне удалось найти только в виде разбросанных по интернету аудио-файлов довольно непрезентабельного качества, да альбома «Сделай Сам Умелыми Руками» (1992), дописанному в виде бонуса к ур-реалистскому диску «25 Джонов Леннонов» (о нем отдельный разговор). По этим артефактам можно сказать, что в молодости дуэт играл панк сибирской закваски, но с большей дозой иронии, нежели протоптавшие им дорогу патриархи, ГО и ИПВ. К концу 90х, музыка стала мутировать и ныне напоминает не то lounge, не то поп-джаз с элементами готики, в то время как панк-эстетика уступила место играм в оккультизм. Причем, именно играм, ибо альбом «Обыкновенный Цинизм» носит элементы самопародии. Эстетика песен КН вращается вокруг дел всё более потусторонних, -пентаграммы, мессы, дьявол, смерть и жизнь после оной, являются обычными для КН категориями, и носят своеобразный лубочный оттенок, какой носит например, вся нечисть в черно-белых фильмах про Дракулу, Вия и Змея-Горыныча, снятых где-то в 40х, а также всё это сильно отдает американскими B-movies 60х. Несмотря на, на первый взгляд, нелестное сравнение, КН интересен тем, что превратил подобную бутафорскую рухлядь в высокое искусство, этакий элегантный noir, при этом не относясь к нему излишне серьёзно. И самое удивительное состоит в том, что иногда теряешься, когда пытаешься понять, где кончается стеб, а где К.Рыбъяков пытается напустить страху на обывателя. Обыденные детали мелко порублены и перемешаны с мистически оккультными («…когда из бочки, словно птица Феникс / взметнулся вверх проклятый Дроссельмейер…»), а песня приобретает неожиданный оборот: (там же: «Пойдем подружка, выпьем пару пива, / Пусть мир терзают гоги и магоги,/ а наша жизнь останется красивой, / Не важно, по какой идем дороге.»). Развивая этот подход на предыдущих альбомах, тюменские оккультисты довели его здесь до уровня, близкого к совершенству. Из 20 композиций, представленных на альбоме, разве что «Архитохель» звучит слегка вымученно и затянуто. За этим исключением, парни знают меру, никогда не пичкая композиции излишествами, не служащими цели создания необходимой атмосферы. Атмосфера альбома, поначалу ироничная, напоминающая бытовую часть булгаковских «Мастера и Маргариты», к концу альбома, начиная примерно с «Мессы» начинает сгущаться, и нагоняет мраку на трех монументальных «Деланьях», а заканчивается альбом симфоничной «Трансцедентальной Физикой», «Пойдем, мой друг, посмотрим черепа…», пропитанной черной иронией: «… на сердце радость, на душе весна,/ когда идешь по гулой зале склепа.». Со стеба начали, стебом закончили – круг замкнулся. Оформление конверта под стать – на лицевой стороне изображены две гипертрофированных пропорций девицы в стиле Бетти Пейдж, а обратная сторона буклета расписана откровениями вроде «Нас Спонсирует Дьявол», «Не рекомендуется человечеству, ибо оно не играет в Эти Игры», и так далее. Из всех новоявленных чернушников, повылазивших на свет божий в смутное время потери нравственных ориентиров, КН, пожалуй, одна из немногих групп, способных творить в рамках означенной эстетики не перегибая палки, и не плодя топорный кич в попытках создать страшилку. Они идут в обратном направлении, сознательно творя нарочито плюшевых монстров, которые обретают некое подобие жизни. Альбом настоятельно рекомендуется любителям черного юмора, и людям, находящимся в состоянии «кризиса жанра». 03/03
Д.М.