Какая же культовая андеграундная группа не имеет сайд-проекта, внеклассной активности, позволяющей раскрыть многочисленные грани нетривиальной натуры! Тенденция эта, похоже, пошла из Норвегии, вместе с хрестоматийным ныне черным металлом. Во всяком случае, в разгар событий, ни в родственных thrash, ни death металах такого не наблюдалось, а вот в 4,5-миллионной Норвегии развелось столько проектов с смешанными составами, что, казалось, количество групп приблизилось к численности населения. Хотя бывший СССР, конечно, не Норвегия, но традиция привилась и пустила корни, можно вспомнить хотя бы Екатеринбуркский circle или украинскую сцену, в основном сосредоточенную вокруг Ориана Продакшн, Nokturnal Mortum, Lucifugum, украинская Valhalla, их “вторые производные” и где-то чуть поодаль стоящий Hate Forest. Для последних 2002 год выдался активным, кроме записи альбома и двух семидюймовок, двое из этого квартета замесили внеклассный проект с культовым названием Drudkh (“дерево”).
Эстетика дебютного альбома “Forgotten Legends” (“Забытые Легенды”) заметно отличается от духа основного предприятия. Если бы не характерный шрифт на торце компакт-диска и логотип Supernal Music, по внешнему виду этот альбом запросто сошел бы за какой-нибудь ambient, а то и за easy listening. Изображение заболоченного озера в закатных лучах, сделанного в цвете (см. обложку), продолжается на обороте, а сам диск украшен яркими картинками, в четыре сектора, символизирующих времена года. В буклете – десяток карандашных рисунков в стиле Теодора Киттелсена, что наводит на мысль о Burzumе среднего периода. Как, впрочем, и музыка.
Не понятно, началось ли всё с Викернеса, но где-то в конце 90х годов, после атмосферного Filosofem и эпических работ Enslaved примерно того же периода количество групп, стремящихся ухватить атмосферно-почвенный звук, стало стремительно расти, постепенно заделывая разрыв между экстремальными прародителями и практически радио-приемлемой готикой, в которую, по мере смягчения звука и добавления опрятных мелодий, неизбежно превращался атмосферный метал. Несмотря на довольно жесткое звучание, “Забытые Легенды” попадает в эту, довольно широкую категорию, этакий Hate Forest на отдыхе. Дьявольский напор последних здесь сменился на созерцательный, задумчивый блэк, медленного, и среднего темпа. Замеченные многими, и достаточно очевидные ссылки на Burzum присутствуют здесь в равной мере с влиянием Enslaved, особенно альбома “Eld” (на славянский лад, наблюдаемый в “False Dawn”), хотя Drudkh более созерцателен и менее свиреп, нежели последние (здесь, кстати, отсутствует болотный рык, слышимый на альбомах Hate Forest), и использует более мудреные аранжировки, чем всё, до чего в свое время додумался Викернес. Возможно, благодаря несколько “баночному” звуку гитар, а также показавшемуся мне странным образом “мейнстримовым”, риффу где-то в середине “Forests in Fire and Gold” , мне вдруг показалось, что так могли звучать The Cure, реши они играть блэк метал. Тяга к эпике проявилась в формате альбома – три длинные композиции, от 9 до 16 минут, плюс две с половиной минуты шума грозы под занавес (“Smell of Rain”). Как и в случае с родительской группой, всё сыграно последовательно, в похожем ключе, но без занудства. Наиболее удачная композиция, – относительно бодрая “Eternal Turn of the Wheel”.
Поскольку Украина всё же заметно южнее Норвегии, в музыке нет отмороженного скрежета. Сырой почвенно-лесной транс с явно просматривающейся простенькой мелодией и достаточно простыми, но эффективными аранжировками, и глуховатой записью. Музыка лесной глуши. Хороший альбом, но праздник омрачает одно обстоятельство, – меня не покидает смутное ощущение вторичности музыки. Не прекращающийся 39-минутный deja etende (включая шум дождя), самый что ни есть положительный, ибо альбом этот стоит на голову выше среднестатистических атмосферных викингов. Хотя вполне вероятно, что авторы сознательно попытались сыграть на устоявшихся ассоциациях слушателя. Как бы то ни было, этот альбом обладает бOльшим количеством положительных качеств, чем недостатков, однако относится к категории музыки, требующей строго определенного настроя, а также времени суток для прослушивания.
Д.М.
Ноябрь, 2003