Если следовать схематизму большинства веб-зинов и музыкальных изданий, и тиснуть расхожий лозунг, одним махом определяющий альбом или исполнителя в соответствующую нишу, то следовало написать нечто вроде “этот альбом должен был появиться на питерской сцене вместо кинчевского Для Тех, Кто Свалился с Луны, или…”. Вся проблема состоит в этом последнем “или”, потому, что на самом деле всё не так просто. Дебютный альбом рижской группы Югра производит впечатление еще до постановки диска в проигрыватель.
Изданный при содействии SS Records, выглядит, не в последнюю очередь благодаря лого группы, как представитель языческо-викинговского метала. С другой стороны, мастерил альбом Сергей Летов, а продюсировал Сергей Жариков, и, несмотря на то, что малоосведомленные о непонятой умом России авторы книги “Lords of Chaos: The Bloody Rise of Satanic Metal Undergound” назначили последнего чуть ли не идейным предводителем этого явления на территории нашей страны, никто из упомянутых людей, помогших альбому увидеть свет, к металлу скорее не имеют отношения, нежели наоборот.
Возможно, если бы существовала золотая середина между явлениями, к которым апеллируют имена и образы, отпечатанные на суперобложке и вкладке к диску, то наверное, альбом “Зори и Зарницы” оказался бы где-то там, но поскольку такое положение вещей большинству людей представить будет тяжело, то лучше описывать альбом в терминах. На поверхностный взгляд, альбом находится в набивших уже оскомину пределах т.н. рока-попса, ближе к тяжелому, роковому краю, и по первому прослушиванию можно ненароком записать его туда, что я чуть было и не сделал. Однако представление о Юрге как о новом Муммий-Тролле, а хоть бы даже и новой Алисе, было бы по меньшей мере, несправедливым, и сделало бы группе медвежью услугу.
Несмотря на некоторую схожесть в звуке, музыка не имеет отношения к брит-попу, как ни примешивай к последнему пост-гранджевых элементов, свойственных, скажем, Земфире, а являет собой хардрок в отечественных традициях, обозначенных в начале 90х Калиновым Мостом, с той оговоркой, что для Югры не свойственны походы в психоделию или этно-рок. Второе, не менее существенное отличие, заключается в эстетике группы, обращающей взгляд то внутрь себя, то к звездам, то в сторону Угры, но никак не в сторону “девочек с плеером”. Так позиционировал себя, в частности, питерский рок до краха движения. Ассоциации с питерским роком усиливаются благодаря вокалу автора песен и гитариста Романа Куевды, интонациями и тембром голоса напоминающего Кинчева времен “Шабаша”, поющего в атональной манере раннего Цоя. Темы же песен и образы, встречающиеся в лирике группы скорее роднят Югру с Калиновым Мостом, разве что с меньшей долей хлебниковщины. В какой-то степени 90е годы наложили отпечаток и на звук, и на материал. В бодро стартующем альбоме, первой его части (например, в открывающих альбом “Чистых Зорях”), группа балансирует между канонами альтернативной музыки и менее модным, но более живым хардроком, более энергичным, чем у любого из упомянутых “учителей”.
В лучшие моменты музыка практически лишена схематизма и “сигнальности” привычных форматных групп, и под нее хочется прыгать и всячески ходить ходуном, и очень тяжело писать обзор альбома, слушая его же в наушниках. Звук необычно сочен, срежиссирован не по модным ныне канонам, с некоторой шероховатостью, с “ворсом”, выделяющийся на фоне конвейерной продукции. Несмотря на встречающуюся местами неуклюжесть в текстах, – неизбежную детскую болезнь молодых авторов, – группе удалось найти узкую тропинку, на которой общий позитивизм не сваливается ни в кич, ни в попсу, и оставаться на ней большую часть времени. Во второй части, где-то после “Угрюм-реки”, альбом начинает терять скорость, приближаясь на опасно близкое расстояние к обрыву, ведущему в формат, но завершается довольно убедительными “Письмами”. Одним из спорных мест в музыке является плохо пока управляемый вокал, который, тем не менее, выгодно отличается от стерильного блеяния муммий-троллей со сплинами и полчищ их клонов.
При всем только что сказанном удивителен тот факт, что группа, несмотря на появление их песен в паре альманахов Специального Радио, практически неизвестна в киберпространстве, – единственное упоминание о группе, которое я нашел на интернете, находится на странице выпускающего издательства. Удивителен потому, что группа, играющая лучше многих раскрученных бездарей (свидетельством будет, например, “Угрюм-Река”, или уже упомянутые “Письма”), обычно уже ходит в клубных фаворитах. Возвращаясь к началу разговора, этот альбом мог бы вдохнуть жизнь в отечественный, русский хард-рок, появись он на свет лет десять назад. Неизвестно, каковы шансы у жанра сегодня (учитывая ситуацию с “форматом” в FM-диапазоне и сознании массового слушателя), но хотелось бы, чтобы этот альбом Югры оказался не последним.
Д.М.
Апрель, 2004