С момента моего первого знакомства с black metal меня не покидало ощущение необыкновенной схожести почвенной фракции сцены с европейской психоделией конца 60х – начала 70х годов. Сходство состояло в трансовой монотонности музыки, пренебрежении, а зачастую намеренном отказе от чистоты и внешнего лоска в звуке, тяготении к фолку и эмбиент, а также в около-оккультных темах. Впрочем, различий было достаточно для того, чтобы даже при сильном желании не врячь оба жанра в одну телегу. Если психоделия уходила своими корнями в хиппические комунны, гнездящиеся на природе, то блэк метал произрастал преимущественно из городских подвалов, и позиционировал себя как элитарное искусство, несовместимое с коммунализмом. Последнее обстоятельство отчетливо проявлялось в имидже исполнителей.
Блэкари, особенно в эпоху повального увлечения гримом (corpsepaint), старались выглядеть не-людьми, одиночками, стоящими вне какого-либо социума, и враждебными оному (например, идейный вдохновитель норвежской сцены Oysten “Euronymous” Aarseth). Кроме того, блэк метал в норвежской редакции мыслился как идеологический инструмент, чья цель состояла в нагнетании страха в обывателе, в довершении к поджогам церквей, поножовщине, и прочим безобразиям. Отсюда – максимально строгий вид и никакого юмора (войну с которым, кстати, тот же Аарсет объявил в одном из своих интервью).
Тем не менее, не смотря на все эти страсти, мысль об удивительной стилистической схожести порождения двух субкультур, разнесенных друг от друга во времени и на идейном фронте, очевидно, должна была прийти в голову кому-то, кто принял такое наблюдение как руководство к действию. Одним из таких субъектов оказалась некая компания “пивных клещей” из Бельгии, которые еще где-то в начале 90х подвизались на ниве жанра, названного ими же Boersk Blek Metle (sic), что в переводе на знакомые термины означает “Колхозный Черный Метал”. Тем, кто, слазив в словарь, всё же не поверил своим глазам, в качестве визуальной подмоги предлагается эмблема с надписью “Beer us or Die!” (“напои нас пивом или умри!”) и морковкой, утыканной гвоздями в качестве орудия возмездия, а также фото этой могучей четверки.
В свое время так не стебался даже Гилве “Fenriz” Нагелл из Darkthrone, и та часть асоциальной публики, которая воспринимала интервью последнего за чистую монету, будет иметь большие трудности при восприятии бельгийской четверки, и много при этом потеряет, поскольку музыка Lugubrum всё же заслуживает внимания. Несмотря на использование утыканной гвоздями морковки вместо топоров и мечей, а также таких неортодоксальных инструментов, как банджо(!) и губная гармошка(!!) наряду с более привычными источниками шума, консорциум подвыпивших фермеров выпиливает первостатейный блэк метал, сырой, грязный и вонючий, как колхоз ранней весной. Перегруженные за пределом узнаваемости струнные (черт их там уже разберет, гитара это, банджо или балалайка) под кастрюльный перезвон ритм-секции производят звук, здорово напоминающий уже упоминавшийся Darkthrone образца “Under a Funeral Moon” примерно пополам с первым альбомом Burzum. Несмотря, однако, на избитость и пресыщенность жанра, бельгийцам удается избежать эпигонства и вывести довольно разнообразный альбом, варьирующийся от знакомой всем молотильни до почти думовых пассажей.
Прыть, демонстрируемая участниками консоциума на фотографии с разворота буклета, проявляется и в музыке. В более резвых номерах ощущается некая псевдовеселая (блэк метал, следует помнить, всё-таки музыка не для танцев) бесоватость и попрыгучесть, не в пример бурчащему Darkthrone или предсмертному хрипу Викернеса, тембр и манера которого имеет определенное сходство с тем, что издает Barditus, ответственный в консоциуме за вокал. Особый эффект достигается партиями банджо (на Ratteknaeghen, например), несколько диковато звучащих на фоне гитар, напоминающих разъяренных ос в банке из-под майонеза. Тексты песен с названиями вроде “Борода Смерти” и “Мелкие Бесы” (одного из них можно созерцать на конверте, вверху) несут с собой еще один удар ниже пояса концепции Еуронимуса “no fun”. Однако при всем при этом бельгийская команда зажигает ничуть не слабее, чем их именитые учителя. Прелесть этого альбома состоит в том, что его можно порекомендовать всем поклонникам блэк металлического звучания, независимо от того, как последние определяют для себя жанр черного метала.
Д.М.
Декабрь, 2003