Название харьковского Nokturnal Mortum казалось, было у меня на слуху почти всё то время, пока я так или иначе уделял внимание блэк-металу. Вскоре после того, как этот альбом был переиздан американским The End Records (оригинальное издание на Oriana Productions было по понятным причинам массово недоступно за пределами СНГ), тусовщики от черного метала по всем интернет-форумам дружно ударились в ноктюрналмортум-манию, и спешили назвать Nokturnal Mortum своей любимой группой, в чем, на мой взгляд, проявилась всеобщая склонность жителей подземелья к обскурантству. В 97м году блэк-метал из России (различия Украины и России для БМ-андеграунда было малозначительным, если вообще существовало) был чем-то сродни разумного посланника с Луны, а в том, что Nokturnal Mortum отрекомендовался миру как блэк-металический акт, никто не сомневался. Настоящий альбом сыграл главную роль в становлении культового статуса команды, и относится к категории работ, при упоминании названия которых не обязательно упоминать название группы, ее записавшей, а если учесть, что такого статуса обычно достигают столпы вроде Darkthrone, Emperor, Burzum и им подобные, то он обязывает ко многому.
Если вспомнить, как возник блэк метал, или хотя бы перебрать ранние работы в этом жанре, то выяснится, что изначально это был мутировавший thrash/death 80х, ободранный до костей и доведенный до утробного гаражного звучания, заряженный мизантропо-сатанинской эстетикой. Практически все подвиды этого быстро растущего жанра базировались на плотном гитарном, перегруженном до абсурда, звуке. В отличие от своих прародителей, этот жанр имел четкую идеологическую подоплеку, в частности абсолютную непримиримость каким-либо традиционным установкам, не только истеблишмента, но и существующей сцены, что было сформулировано в девизе Deathlike Silence Production (DSP) первого блэк-металического лейбла, “No fun, no mosh, no core, no trends”. В соответствии с только что сказанным, альбом “Goat Horns” вообще говоря, не является блэк-металическим, несмотря на некоторое внешние сходство, как то, скрежещущий вокал, иступленное молочение по барабану и относительно неформатный звук (чуть было не написал “относительно сырой”). Увлечение клавишами, которые появились на равных правах с другими инструментами в альбомах Emperor и Enslaved, здесь перешло все разумные рамки и привело к полному вытеснению гитар. От последних на записи осталось какое-то фоновое порыкивание, такое ощущение, что альбом записывался в не очень хорошо изолированном помещении на вертолетной базе, или вблизи мотодрома. Первые 40 минут альбома всё, что делают гитары, это создают сырость – не атмосферу, поскольку лишены какой бы то ни было динамики. По сути, гитары сознательно ухудшают качество записи, чисто символически удерживая звук в рамках поп-блэк метала (можно ввести этот термин временно, хотя он совершенно бессмыслен), и пробуждаются к жизни только к концу “Veles Scrolls”, и кратковременно – в “Коляде”, после чего пропадают из альбома с концами. Кстати, при более близком прослушивании, выясняется, что тот приглушенный грохот наполовину приходится на пропущенный через примочку бас, отчего само существование гитары становится под вопрос. Клавиши здесь занимают безоговорочно доминирующее положение, но играют не dark ambient, а развеселые мелодии, большинство из которых спокойно могло бы сойти в качестве звукового сопровождения к фильмам, из тех, что когда-то крутили в передаче “В Гостях у Сказки” (например, фрагмент из заглавной композиции в районе 7-минутной отметки можно смело вставлять в фильмы про гусар). Вступительная пьеса “Black Moon Overture” очень похожа на то, что через два года будет открывать альбом немецкой power-шайки Grave Digger, “Excalibur”. Оставшиеся 5 номеров (заключительный инструментальный номер не в счет) представляют собой какие-то клубные ремиксы танцевальных шлягеров сомнительного происхождения. Во всей этой праздничной атмосфере блэк-металический вокал выглядит неуместно. Средняя длина композиций составляет более 7 минут, и не смотря на разнообразие аранжировок, сопровождающихся сменой темпа и темы в рамках песни, композиции лишены конкретики, блуждая бесцельно от фрагмента к фрагменту, играть их можно любое наперед заданное время без ущерба их целостности, однако к примерно пятой минуте начинаешь испытывать непреодолимое желание переключить на следующую. Сходство с танцевальными ремиксами увеличивает напрочь лишенная воображения партия ударных (да еще прописанная с пластмассовым звуком), отчего мне всё кажется, что харьковчане использовали драм-машину, хотя в составе у них обозначен живой барабанщик. Начало первой после вступления композиции “Kuyaviya” настолько механистично, что способно с ходу отбить охоту терпеть это дальше. Единственные интересные места в этом альбоме – уже упомянутые “Veles Scrolls” (кстати, мне известно о существовании книги Велеса, но не свитков), и первая часть “Коляды”, после чего занудство, имевшее место в начале альбома, вновь воцаряется до самого конца.
Этот альбом – наглядный пример работы эффекта “голого короля”, когда умело пропиаренная банда создает себе воздушный культ при помощи фишек немузыкальной природы. Нечто подобное произошло с Варгом Викернесом из Burzum (и те, и другой впоследствии перешли от язычества к идеям национал-социализма), но в отличие от харьковчан, бергенский одинист всё же создал несколько значимых альбомов.
Если вас интересует постсоветский “почвенный” экстремальный метал с элементами фольклорного звучания, лучше не тратить время и – ни в коем случае не деньги – на эту поделку. Есть вещи сильней.
Д.М.
Октябрь, 2003