rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Alkonost “Alkonost” Beverina Productions / Ketzer Records, 2002

Alkonost

Россия-матушка не могла долго безучастно взирать на безобразия, творящиеся в мировом андеграунде, и, в частности, в экстремальном металле, и с небольшим опозданием на обширном постсоветском пространстве стали возникать разнообразные предприятия, играющие, как им казалось, музыку, имеющую собирательное название black metal. Внимание новоявленная сцена некоторое время не привлекала. Во-первых, многие издательства были попросту не готовы это издавать, во-вторых, (что во многом определило “во-первых”) в отечественном чернометалле две фирменные хвори, о которых я уже говорил: серьёзная мина на фоне форменного непонимания существа дела, и попытка влезть в Калашный Ряд формата, проявились в особо уродливой форме. Относительно многочисленные (по нашим меркам) орды новых язычников, почти сразу отпочковавшиеся от “генеральной линии партии”, взялись производить на свет божий музыку, скроенную по рекомендациям журнала “Ровесник”, взятом напрокат в местной избе-читальне, и сеять под нее “разумное, доброе, вечное” менторским тоном пожилого классного руководителя. “Любимый напиток – сок, любимая музыка – рок”. Какая терпкая сладость. Пропадите вы пропадом.

Поэтому, когда я увидел очередной альбом с “языческим металлом” в исполнении группы ни откуда-нибудь, а из Набережных Челнов (доселе ассоциировавшихся с чем угодно, но только не с экстремальной музыкой), я не испытал никакого энтузиазма. Пошарив по интернету, я, тем не менее, призадумался. Альбом этот сначала был издан латвийской Beverina Productions, о которой я слышал больше хорошего, чем плохого. Через год его издала немецкая Ketzer Records, о которой я не слышал ровным счетом ничего, но которая умудрилась распространить его по всему миру. К тому же, я не нашел ни одной отрицательной рецензии, даже Dark Path To Forest Realm, не жалующий язычников, всё же отозвался о них благосклонно, пожурив, правда, за отсутствие должного мрака.

Надо отдать должное Ketzer Records за то, что они не поскупились на дополнительный материал. Диск, вышедший под названием “Алконост” состоит из оригинального альбома 99го года “Songs of Eternal Oak” (“Песни Векового Дуба”), дополненного демо-записью “Spirit Tending To revolt”, состоящей из трех песен, и сделанной полтора года спустя, а также двумя видеоклипами. Диск оформлен достаточно адекватно и профессионально, вместо какого-нибудь пряничного Сирина (а я и такое видел, на каком-то домотканном металлическом альбоме), намалеванного рукой школьника на уроке рисования, – стильная черно-белая графика, в меру корявая, но ни в коем случае не дурацкая. Обошлось также без размалеванных corpse-paint физиономий, года с 93го вызывающих в лучшем случае смех.

Alkonost играет музыку, которая находится примерно на полдороги между black и doom metal. Слушая “Песни…”, я так и не смог для себя решить, к какой же всё-таки категории отнести это войско. Пять композиций длиной от 5 до почти 10 минут дополнены инструментальной пьесой, сыгранной на клавишных под шум дождя и раскаты грома. Гром и дождь, по всей видимости, настоящие, и при прослушивании на больших колонках звучат достаточно правдоподобно. Так же, как и к спецэффектам, группа отнеслась к созданию музыки исключительно добросовестно. Начиная с первых аккордов “Years of Prophecy”, и заканчивая кодой к эпосу “Holiday of Fathers”, слушатель погружается в плотную, в темпе от медленного до среднего, музыку, замешанную на фольклорных мелодиях. Дописанная к альбому демо-запись навела меня на мысль, что парни больше тяготеют всё-таки к black, музыка стала поживее, а гитары стали издавать характерное блэковое жужжание.

Несмотря на некоторую однообразность композиций, музыка оставляет впечатление не тягомотины, но скорее, цельного и последовательного полотна. Всё сыграно в похожем темпе и вполне соответствует названию альбома, по крайней мере, из водоворота ассоциаций при прослушивании этой работы, вековой дуб выплывает не один раз. По сравнению с большинством братьев по оружию, Alkonost выигрывает в ряде номинаций. Первое, что меня обрадовало, это очень грамотный вокал – идущий из глубин языческой души блэковый грай, в лучших традициях незабвенной скандинавской школы, как нельзя лучше вписавшийся в и в музыку, и “в звук”. Клавишные присутствуют, но в минимально необходимом количестве, создавая еле угадываемую атмосферу, и предоставляя гитарам возможность заниматься своим делом. (В моем понимании, клавиши в black metal – это как парфюмерия для женщины, их запах должен угадываться, а не резать глаза). Говоря о гитарах, необходимо упомянуть наличие баса, который – ха! – отчетливо слышен; группа оказалась неподверженной бацилле ложной элитарности, одним из симптомов которой является туалетный звук с идущей неразборчивым шумом гитары и отсутствующим басом. Все перечисленные достоинства оказались замеченными благодаря звукорежиссуре, которая на “Песнях Векового Дуба” оказалась близка к идеальной, – ясность и глубина звука, четкая расстановка всех участников, и при этом ни малейшего намека на попсовость. Демо “бунтующего духа” записано грубее, что соответствует его статусу. Эти три композиции более разухабисты, с бОльшей долей фолка в букете, и более пестрыми вокальными партиями, включающими недурные женские подпевки. Несмотря на относительно невысокое качество записи (впрочем, сделавшее бы честь доброй половине отечественных подпольщиков), это демо во всяком случае, не хуже, чем “Песни…”.

Я уже заикнулся о том, что Ketzer Records не поскупились на подарки, и “добили” диск двумя видеоклипами, на композиции “My Last Day” и “Years of Prophecy”. Второй из них, – вполне добротный коллаж из документалистики из жизни группы, мало чем отличающийся по форме от похожих роликов многих более известных западных собратьев. Мое внимание привлек первый, “сюжетный” ролик. Что может сделать группа, не располагающая солидным бюджетом от жирного издательства вроде Century Media? Попытаться снять “суровое” видео состоящее из примитивных эффектов, игры света, теней, и злых мин участников проекта, – так поступило бы большинство жителей подземелья, что не раз наблюдалось на практике. Alkonost же поступил неожиданно – видимо, понимая, как будут выглядеть их серьёзные мины в любительском видео, они сняли нечто вроде самопародии, чередуя видео со стебными комментариями в стиле немого кино. Дабы ни у кого не осталось сомнения, сам ролик дописан “видео-бонусом”, наподобие неудавшихся кадров из фильмов Джеки Чана. К сожалению, подстрочный перевод на английский этой иронии совершенно не передает, из-за чего человек без чувства юмора и знания русского воспримет этот шедевр любительского видео что называется, “в лоб”. Ну и черт с ним.

Альбом Алконоста (на последнем демо “Неведомые Земли” группа сменила лого на русскоязычное, и записала песни на русском) является достойным свидетельством того, что ни хорошее качество записи, ни чувство юмора и ирония не смогут повредить художественной ценности или культовости экстремальной музыки, если авторам есть, что сказать, не уповая на benefit of the doubt, т.е., на игру воображения слушателя, слышащего из-за непроницаемой стены звуковой грязи того, чего там нет и не было никогда. Группа не потрясла основ экстремальной музыки чем-то из ряда вон выходящим, не тем не менее, это – неожиданно яркий и крепкий альбом, пожалуй, лучшее из того, что мне довелось услышать от соотечественников в жанре, в силу своей засиженности оставляющем мало надежд на музыкальные откровения.

Д.М.

Сентябрь, 2003


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.