У меня для вас две новости, плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что на альбоме “Hate Them” мы имеем тот же самый Darkthrone, который мы имели удовольствие слушать без малого лет десять (группа существует с 1987 года, но стагнация у этого дуэта из Осло началась где-то на альбоме “Panzerfaust”, первом на родном издательстве Moonfog Productions). Хорошая же новость заключается в сущности, в том же самом.
Сложность задачи толкового описания музыки Darkthrone мунфоговского периода заключается в том, что попытки схалявить, а именно привести уместные аналогии, обречены на провал, поскольку Darkthrone придется сравнивать либо с ними самими, либо со швейцарским Celtic Frost времен “Morbid Tales/Emperor’s Return”. В последнем случае натыкаешься на подвох: при схожести звучания норвежцы пишут песни всё-таки получше, играя на еле уловимых нюансах, которые не всегда можно упаковать в формулировки. Их музыка калейдоскопична. Не всякий поклонник творчества группы с ходу определит, в каком альбоме появилась любая наугад выбранная композиция, особенно если дело касается последних трех альбомов, тем не менее, музыка обладает странной притягательной силой, заставляющей многократно переслушивать старые альбомы и приобретать новые. Мы знаем, что в калейдоскопе всего лишь навсего цветной мусор, но продолжаем крутить его и смотреть. Вероятно, в этом виноват звук, которым норвеги берут не в последнюю очередь. Можно попробовать описать музыку в терминах, как среднетемповый и медленный сырой блэк-метал, построенный на жирных, мохнатых, зацикленных, и довольно незамысловатых гитарных риффах (по 2-4 на композицию). Прочитав последнее и оглядевшись по сторонам, вы убедитесь, что формулировка подходит к целому жанру, в котором трудится тьма-тьмущая команд по всему миру, от Норвегии до Ливана. Дело, разумеется, не в анонимности Darkthrone, а в том, что всё многообразие сырого БМ вышло из творчества дуэта, как из гоголевской шинели. Умеют парни немного, но то, что умеют, они делают превосходно. Стиль, в котором они играют подведен ими же к логическому завершению до такой степени, что все подражатели и последователи стоят перед дилеммой – либо привносить в музыку посторонние компоненты, хоть бы из смежных разновидностей жанра, либо автоматически оказаться во второй лиге (в этом, наверное есть что-то от скандинавской прилежности, – знаменитый на весь андеграунд легендарный барабанщик Fenriz в свободное от борьбы с христианством время известен как Гилве Нагелл, работающий на норвежской почте, считающейся одной из лучших и надежных в мире).
Как бы то ни было, “Hate Them”, десятый по счету альбом группы, продолжает преподносить нам милые сердцу келтик-фростизмы норвежского разлива. После скучного и довольно рыхлого “Plaguewielder”, который к тому же и записывался черт знает сколько времени, Darkthrone подтянул гайки, вернувшись на шаг назад, к более убедительному “Ravishing Grimness”, сократив среднюю длину композиций и сделав их более плотными. На этот раз композиции не оттачивались в студии, а появились в резульатте вспышки креатива (вероятно, стимулированной пивом, памятуя откровенно трэшевые интервью Нагелла о том, что пиво – его единственный продукт питания). Альбом был записан всего за 26 часов, также, как в свое время фундаментальный “A Blaze in the Northern Sky”. Несмотря на мелькающую там и сям халяву, которая при таком подходе незбежна, альбом получился существенно более цельным, в противовес тщательно свинченному из деталей предшественнику. Соседство с более опрятными Satyricon сказалось на звуке – Darkthrone больше не записывается вживую на кассетник, но на общее впечатление факт более профессиональной звукозаписи не повлиял. Выяснилось, например, что хорошо слышные бас-гитара и басовый барабан нисколько не уменьшают партизанской ауры и фактора культовости. Во всяком случае, Тед Скъеллум скрежещет в микрофон не хуже, чем когда бы то ни было, гитарный звук создает должный груз на органы восприятия и соответствующую концепции атмосферу, – не намного, если вообще, теплее, чем во время оно. Цельности восприятия способствуют минимальные (и минималистские) украшения в виде электронного скрежета, с которого начинается первая, и которым кончается последняя композиции, единственное заигрывание с электроникой, которое могут себе позволить истинные ревнители чистоты жанра. Альбом постепенно раскачивается, достигая кульминации к “Divided We Stand” и “Striving for a Рiece of Lucifer” (два заметных номера), и разрешаясь “In honour of thy name”. К моменту записи этого альбома из музыки постепенно испарились намеки на совсем уж доисторические иконы, вроде Black Sabbath конца 60х, заметные на “A Blaze in the Northern Sky”, звук стал чуть более тоталитарно-милитаристским, в остальном, Darkthrone остался таким же легко узнаваемым, как и лого группы. Как бы то ни было, а в творческом отношении Нагелл со Скъеллумом пережили практически всех соратников по сцене родом из начала 90х, попутно сотворив альбом, едва ли не лучший со времен “Panzerfaust”. Подобными достижениями могут похвастаться разве что бергенские Enslaved, мутировавшие из некогда изобретенного ими Викинговской породы БМ в нечто достаточно уникальное. Всем тем, кому недостает первородных мрака и сырости, глядя на разбредшихся кто в лес, кто по дрова, остается сказать, “ну что ж, во всяком случае у нас еще есть Darkthrone”.
Д.М.
Апрель, 2004