В былинные времена блэк-металла, еще до наводнения сцены популяризаторами, попытавшихся примирить тотальный нигилизм и мизантропию первого с общепринятыми музыкальными установками, корифеи жанра черпали свое вдохновение в аскетизме и суровости северных краев (уже второй по счету норвежский блэк-металический альбом назывался “A Blaze in the Northern Sky” – “Сполохи в Северном Небе”). Не прошло и десятилетия, и мир узнал о таких мутациях, как клавишный блэк-металл из Бразилии и Индонезии, где лед можно найти разве что в бытовых морозильниках допотопной конструкции. Повальное изготовление чучел из зверя, коим когда-то был элитарный черный метал наблюдалось в местах, где понятие об аскетизме относилось к области лингвистики, а не быта, взять хотя бы разбухшую к концу 90х годов столичную сцену, пораженную эпидемией скрещивания гедонистской готики и псевдо-блэковых звуков, вроде убогого скоморошества от московских Satarial или питерских Ashen Light. А между тем, “на местах” проистекала своя жизнь, а точнее, “нежить”. Харьковский Nokturnal Mortum, раскрученный американским издательством The End Records, пописывал себе демы еще в 93м. Втихаря существовала и сибирская сцена, упрятанная глубже от заграничных и местных издателей, музыка которой нынче потихоньку издаются. Ничего удивительного в этом нет, – где же, как не в Сибири, играть пропитанный холодом, и потому, сохранившийся, подобно мамонтам в вечной мерзлоте, первобытный блэк-металл.
Настоящий альбом екатеринбургской Thy Repentance был записан в 96 году и, согласно легенде, является переработкой их первого демо “Ural Twilight Autumnalias” записанного годом раньше. Знакомство с данной работой, для адекватного ее восприятия, следует начинать с оборотной стороны диска, повествующей, что “звук восстановлен с архивных мастер-лент…” (выделено мной – Д.М.), таким образом, следует сразу настроиться на то, что “дискотеки не будет”, и слушателю придется потрудиться над разбором ископаемых звуков. Я не знаю, где и как хранились эти мастер-ленты, но время было к ним не слишком благосклонно. К тому же, реставраторы чрезмерно увлеклись динамической системой шумоподавления, отправив звуковую панораму куда-то в область пульсирующего гудения. Впрочем, не всё так плохо.
Стилистически, альбом представляет собой гремучую смесь из готической клавишной подложки, к которой прикручен сырой блэк метал в духе то ли раннего Burzum, то ли даже Abruptum – раздающийся из-под земли рваный глоточный скрежет под плотную и мясистую гитару. Звукорежиссура и реставрация сгладила большую часть углов, из-за чего гитара почти слилась с клавишами, создав при этом довольно странное впечатление. Начинается альбом инструментальной клавишной пьесой, безостановочно перетекающей в следующий, металлический номер, но почти полное отсутствие высокочастотного гитарного ворса производит дикий эффект – с первого раза гитару, слившуюся с клавишными, я не расслышал, и создалось ощущение, что мне подсунули альбом dark ambient, который я в чистом виде не люблю. Подобный же эффект создает довольно размеренная электронная стучалка, звук которой измочален так, что электронный аналог бас-бочки превращен в пульсирующее ухание, а над этим всем одиноко пощелкивает и побрякивает что-то щелкающее и брякающее. Однако, учитывая обстоятельства записи, претензии не в этом. Авторы этого опуса попытались сесть сразу на два стула, а именно создать что-то меланхольно-трогательное и свирепое одновременно, в результате чего образовавшийся Тяни-Толкай топает довольно забавно. Справедливости ради стоит отметить, что несмотря на сомнительность концепции и неуклюжесть технической реализации, альбом достигает всё же желаемого результата, а именно создает промозгло-заиндевелую сумеречную атмосферу. Несмотря на разбросанные там и сям несуразицы вроде томных женских подпевок и местами клишированных мелодий, выводимых клавишами непростительно громко, на альбоме есть достойные номера, например, “Скольжение в Ледовом Тумане” или “Umbra”. Кроме того, композиции в альбоме достаточно разнообразны, но не настолько, чтобы превратить всё творение в простой сборник. Манера исполнения солиста напоминает шаманские вопли, и лишена дутой помпезности и пафоса множества собратьев по жанру, а тексты песен – убожества, свойственного начинающим блэк-металерам, правда для восприятия последних вам следует всё же вооружиться текстовой вкладкой.
Несмотря на множество недостатков и симптомов характерных “детских болезней начинающего блэк-металера”, этот альбом далеко не худший из того, что можно было услышать в тот период времени, да впрочем, и сейчас, на отечественной сцене. Рекомендуется любителям старины и людям, предпочитающим первородный черный метал полированным консьюмеристским поделкам популяризаторов.
Д.М.
Август 2003