rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Бетховен «Симфония №9»

SPECIAL RADIO :: СПЕЦ ИНТЕРНЕТ РАДИО Бетховен
«Симфония №9»
Гикокс

Симфония №9
«Симфония №9»

Не следует обращать внимание на «супербюджетную» цену этого диска. В ваших руках одна из первых цифровых записей симфонического оркестра, а потому она несет в себе все недостатки эксперимента: сухость, стекло на средних и песок на fff, что по европейскому ОТК и определило его цену. Однако у истинного любителя музыки здесь нет причин для разочарования. Более того, запись отлично сбалансирована и остроумно вписана в контекст «Северной Английской Симфонии» — так называется оркестр, где начинал один из крупнейших дирижеров современности Ричард Гикокс, известный более узкому кругу как не зависимый от табу медийных пацифистов представитель «конвертируемого» крыла аутентичной школы. Сразу следует отметить, что эта исключительно мощная версия Бетховенской №9 разочарует как германофилов, так и сторонников общеевропейского неоантичного классицизма. Напомним, что сложились две школы в репрезентации этого музыкального монумента — в зависимости от отношения к знаменитому Вагнеровскому эссе, где Классик немецкого постромантизма расставил свои ремарки к бетховенским темпам, затолкнув последнего в русло германского национализма конца XIX века. Вагнеровское понимание этой работы как торжественного, с элементами реквиема, гимна, главным адвокатом которого был «арийский» дирижер Вильгельм Фуртвенглер, оказалось настолько убедительным, что стало доминирующим в последующей музыкально-исполнительской практике, несмотря на известные и не менее убедительные ОППОЗИЦИИ, связанные в первую очередь с именами Тосканини и Маккерраса. Разница здесь заключается в трактовке темпов последних частей симфонии — и, разумеется, человеческих темпераментах. Любопытно, что именно длительность вагнеровского варианта японцы взяли за формат соответствующего ему объема памяти стандартного CD в своих первоначальных разработках.
Среди множества записей этого типичного образца классического попса мало какие могут вывести за трафаретный бэкграунд концертных залов с их расфуфыренными пенсионерами, и еще меньше — за «общечеловеческий» фон натянутых улыбок и фарисейского пиздобольства про миру-мир, противоречащих общей мировой музыкальной культуре, имманентно расистской в своей основе. Вот и здесь: типично английское прочтение послания Великого Немца будет лучшим подарком на 20 апреля для любого уважающего себя скинхеда. Последнее всегда приходит в голову, когда слушаешь медленную Третью часть — колыбельную в подавляющем большинстве версий, даже расхваленной караяновской из середины 70-х — жутко напоминающую слащавый винил Реентовича из совковых передач «в рабочий полдень» по заявкам трудящихся тех лет. Действительно, красиво пиздить не запретишь даже народному артисту, — и хорошо, что пришло время, когда имбецильные интернационалистские потуги советской пропаганды каждый может засунуть себе в жопу.
Последняя симфония Бетховена настолько заезжена, что слушать ее сегодня вряд ли кому захочется. Но этот релиз — редкое исключение, плюс его фантастическая доступность по цене. Гикокс идет здесь традиционным «вагнеровским» путем, но превращает «немецкий реквием» в общеарийский гимн — типичный метод британской исполнительской традиции, дискредитирующей любые проявления мелких континентальных национализмов. Согласно этой же традиции, интерпретация лишена всех черт обычной для Вены или Берлина чисто театральной напыщенности, оперности, — а потому на записи используется небольшой оркестр строго бетховенского времени, где духовые и ударные играли большую роль, чем в конце XIX века, а потому звучит такой оркестр и более динамично, и более алертно, в более милитаристском ключе, когда музыка развивается благодаря игре контрастов, а не склеивает мозги гомогенной слизью растекающегося по пространству и времени «лейтмотива».
В музыкальном плане версия Гикокса не имеет черт художественного экстремизма — налицо экстремизм идеологический, что и ставит ее в ряд лучших правоэкстремистских интерпретаций великой классической музыки, правоэкстремистской в своей основе. И стоит вам только повертеть сам компакт-диск у достаточно сильного источника света, как вы легко увидите проступающие на просвет две достаточно крупные восьмерки. Вайт повер, бля.

Сергей Жариков

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.