ГРИБНЫЕ ПРОГНОЗЫ АССОЛЬ
На субъективный вкус рецензента, лучшая запись 2001 года. Позитивный лирический минимализм: гитара, перкуссия, контрабас, харизматический вокал, иногда все это подкрашивается клавишами и изумительным инструментом семейства мирлитоновых сказу». Невероятно свежая образность в рамках такого, казалось бы, окостенелого в своей каноничности стиля, как реггей. Свобода общего самоощущения здесь такова, что эти рамки просто исчезают в густом воздухе записи, как в предрассветном тумане.
Это – безусловно, лучшее творение московского звукорежиссера Алексея Вертоградова, ранее работавшего, главным образом, с тяжеловесно-мессианским постлетовским «новым средневековьем» (Непомнящий, Крижевский, Подорожный), хотя в числе его клиентов однажды побывал даже Веня Дркин – правда, не вполне успешно («Все будет хорошо»). Здесь в невероятно удачный альянс с Вертоградовым вступил, пожалуй, самый молодой культовый артист России Рома ВПР – трансрегиональный менестрель, стартовавший в городе Иваново, а ныне бродящий по магическому дымчатому кругу Крым – Старый Оскол – Москва. Просветленная грибная личность с фантастическим чувством живого природного пространства, органично парящая в своей безграничной самодостаточности. Ее степень такова, что на концертах «спокойный, как мох болотный» ВПР, как правило, не поражает воображение, выпуская наружу лишь ту часть себя, которая сама этого желает. В отсутствие амбициозной динамики часть эта оказывается, как правило, невелика – и выезжает, главным образом, на неземном обаянии. Впадает ли лох-несское чудовище на зиму в анабиоз – неизвестно.
Но на этом альбоме неведомые силы (валентность Вертоградова?) полностью выманивают Рому из его глубокой раковины. Его харизма, мощная даже в полузакрытом состоянии, здесь продуцирует нескончаемые потоки светлой энергии, работать с которой, как известно, намного сложнее, нежели с темной. Секрет в том, что ВПР не работает – он просто включается, как астральная микроволновка. Здесь он включен в максимальном, нехарактерном для себя режиме. Живой вибрирующей атмосферой оказывается пронизано все прозрачное, не перегруженное лишними деталями пространство саунда – кажется, что такое чудо незамутненности могло быть и впрямь записано где-нибудь в метафизическом Старом Осколе, но уж никак не в пост-индустриальной Москве.
Если рассматривать Рому в рамках реггей, которые, повторимся, для него глубоко относительны – невзирая на присутствие всех ключевых слов – он на несколько порядков опережает всю нынешнюю молодую поросль и легко выдерживает соседство с почетными инвалидами жанра. К слову, в остальных жанрах пресловутая «молодая поросль» едва ли не полностью отсутствует.
Согласно одной из андеграундных легенд, аббревиатура «ВПР» восходит к определению «великий певец России», коим Рому наградил алчущий света, но извечно недопросветленный Александр Непомнящий. Круги имеют обыкновение замыкаться.