Жанр: Русская ретро эстрада.
Елена Камбурова 1940, Новокузнецк, СССР — советская, российская певица и актриса. Народная артистка России (1995). Лауреат Государственной премии России (1999), член Союза театральных деятелей России, основатель, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии (с 1992), защитник животных.
Предки — греки Приазовья. Родственники относились к деревенской интеллигенции: учителя, лица духовного звания, писари. Дедушка, дяди были репрессированы, расстреляны. Бабушка, мама любили петь. Отец – инженер, в молодости играл на гитаре. Детство Елены Антоновны прошло в городе Хмельницком на Украине.
Мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. После школы поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года оттуда ушла, приехала в Москву поступать в театральное училище имени Б. В. Щукина. Третий тур Камбурова не прошла. Яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку. На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады.
Начался творческий путь певицы Елены Камбуровой с песни Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер», с ней она вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. Шестидесятые годы — время необычайного подъёма интереса к поэзии, поэтические вечера собирали стадионы. Стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о сокровенном в жизни. С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова, звука, одухотворение мелодии. В начале 70-х в результате работы с композитором Микаэлем Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна. Там появилась песня, ставшая в дальнейшем автографом певицы «Я такое дерево…», – о неотъемлемом праве человека на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств.
Возможность лирического решения гражданской тематики, отношение к гражданской войне не как к героической, но трагической теме, Елена Антоновна воплотила в цикле песен о гражданской войне, так называемых «комсомольских» песен. Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова, актёрской работы, где непременно присутствуют два момента: авторская сопричастность и импровизация. С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. Вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ века. Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, Александра Блока, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама. Сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима, в начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве в Концертном зале П. И. Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение стихов поэтов серебряного века с эстрады в условиях их негласного запрета требовало мужества, самоотверженности.
Имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, её концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой.
Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, великие стихи продолжают жить. Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия её песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает, не устаревает, она всегда современна. Её репертуар невероятно разнообразен, отражает многогранность таланта, широту поэтических, музыкальных вкусов певицы. Певица и сегодня много гастролирует по России, за рубежом. С огромным успехом проходят её концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, Швеции.
Страна «Дельфиния» – пронзительный, лирический, ностальгический альбом, составленный из записей 60-70-х годов, большая часть которых издается впервые.
Альбом приурочен к 75-летию Елены Камбуровой. Песни Б.Окуджавы, Н.Матвеевой, М.Таривердиева, Ю.Саульского, других в сопровождении лучших ансамблей и оркестров тех лет: Л.Критская, В.Мещерина, Ю.Силантьева, К.Кримца, Г.Гараняна.