rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

К 60-летию фирмы “Мелодия”: “ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН” – буклет 1981 года

В 1981 году был издан буклет, посвящённый деятельности фирмы грампластинок “Мелодия”. Это довольно своеобразный документ своего времени, текст которого мы приводим целиком. Для тех, кто знаком с особенностями функционирования продажи пластинок той поры, документ, безусловно, покажется интересным. Здесь любопытно все: издателем буклета является агентство “Инфоормкультура”, ликвидированное в 2015 году, и работа которого была посвящена в основном библиотечной теме – оно называлось в 1981 году Центр по проблемам культуры и искусства, что в разрезе пластиночной темы в те годы звучит довольно комично. Устаревшая лексика типа “книгоноши” и “филофонисты” воспринимается сегодня также отчасти с иронией. В тексте много намеков и иносказаний, да и само название – “Фирменный магазин” навевает размышленья. Необычно и оформление буклета – вместо известного всем логотипа “Мелодии”, его украшает синий квадрат. Несмотря на незамысловатость всей истории “Мелодии”, вокруг ее деятельности все еще больше вопросов, чем ответов, начиная с того, почему этот всесоюзный монстр с миллиардными оборотами нарекли совсем не “по-советски” – фирмой, центральная студия звукозаписи которой находилась в здании англиканской церкви в Москве, заканчивая тем, куда девались эти миллиарды. Как бы там ни было, сегодня от этой крупнейшей в мире студии звукозаписи остались лишь воспоминания и название. 


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
(Информкультура)
1981 г.

ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН

ПРОСПЕКТ

Обложка проспекта

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» создана в 1964 г. В ее состав входят 8 студий грамзаписи, 7 заводов по производству грампластинок и магнитофонных кассет, 21 дом грампластинок, 2 филиала домов грампластинок, 24 фирменных магазина в городах: Москва, Воронеж, Кишинев, Липецк, Минск, Тбилиси, Сухуми, Батуми, Баку, Куйбышев, Казань, Ташкент, Алма-Ата, Свердловск, Красноярск, Ставрополь, Орджоникидзе, Душанбе, Горький, Ростов-на-Дону и др. Заводами Всесоюзной фирмы «Мелодия» выпускается свыше 200 млн. долгоиграющих грампластинок в год с записями разнообразных жанров. Общее количество наименований грампластинок в настоящее время превышает 30 тыс. Они выходят на 70 языках народов СССР и многих стран мира,

Особое значение придается изданию грампластинок общественно-политической тематики, Выступления Владимира Ильича Ленина, записанные в 1919—1921 гг., стали основой для создания серии «Лениниана в грамзаписи», включающей около 100 дисков. «Наша цель — коммунизм», «Во имя мира и социального прогресса», «Под знаменем труда и мира», «Актуальные вопросы идеологической работы ЦК КПСС» — эти грампластинки содержат отдельные разделы докладов и выступлений Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева на важнейших форумах современности. На грампластинках записаны произведения Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», его выступления на ХУП съезде ВЛКСМ, на ХХУ и ХХУ! съездах КПСС,

Грампластинка прочно вошла в нашу жизнь, Ее роль как проводника высоких идей марксизма-ленинизма и художественных ценностей невозможно переоценить. По мере упрочения экономики страны и роста общей культуры населения усложняется задача удовлетворения спроса на грампластинки. В этой связи большое внимание уделяется организации сети фирменных магазинов по продаже звуковых изданий Всесоюзной фирмы «Мелодия». Фирменный магазин призван быть образцовым предприятием торговли, его основная задача — пропаганда грампластинок, всестороннее изучение спроса путем организации выставок-продаж и покупательских конференций, выездной торговли по обслуживанию предприятий и учреждений, комсомольских строек, тружеников села.

Фирменные магазины осуществляют контакты с местными органами массовой информации, музыкальной общественностью, клубами филофонистов, фонотеками и дискотеками, с их помощью рекламируются грампластинки с новыми записями, обеспечивается высокий уровень обслуживания населения.

Важнейшая задача фирменных магазинов — обеспечение связи промышленности и торговли, определение спроса покупателей, активное формирование его. Поэтому все больше внимания уделяется повышению ответственности за представление промышленности обоснованных тематических заказов. Конъюнктурные обзоры фирменных магазинов дают информацию о выполнении тематических заказов, своевременной отгрузке пластинок и магнитофонных кассет, обновлении ассортимента, товарных запасах и т. д. Данные обзоров помогают решать экономические и организационные задачи, совершенствовать методы статистического анализа и обработки полученного материала,

Серьезная роль в улучшении практики формирования тематических заказов отводится семинарам с работниками торгующих организаций. Здесь рассматривается широкий круг вопросов, связанных с формированием заказов, организацией торговли, потребительской оценкой ассортимента, изучением спроса, причин образования сверхнормативных запасов. Обсуждаются мероприятия по пропаганде и рекламе грампластинок с документальными, общественно-политическими записями, русской и мировой классики, произведений советских композиторов. В фирменных магазинах много внимания уделяется организации выставок-продаж. Эти мероприятия оправдывают себя не только как мера пропаганды записей разнообразных жанров, но и с коммерческой стороны; они позволяют правильнее определить спрос на те или иные записи, что способствует четкому составлению заказов.

Московский фирменный магазин “Мелодия”

В период выставок-продаж проводятся покупательские конференции, анкетные опросы, встречи с исполнителями, записанными на грампластинках фирмы «Мелодия». В покупательских конференциях принимают участие представители домов грампластинок, заводов-изготовителей, торгующих организаций, члены общества филофонистов. Наряду с тематическими выставками-продажами, приуроченными к праздничным и юбилейным датам, проводятся и традиционные: «Летопись великих свершений», «Для Вас, женщины», «Непобедимая и легендарная», «Дни майские — дни победные», «Белые ночи» и др. Все они проходят с большим успехом, приобщая к разнообразному миру грамзаписей людей всех возрастов и профессий. В период выставок-продаж большое внимание уделяется оформлению красочных экспозиций в секциях и уличных витринах, в торговых залах организуется «Уголок информации», ведется журнал неудовлетворенного спроса, распространяются анкеты для выявления наиболее характерных предложений и пожелании по работе фирменных магазинов.

В отделе классики покупатель может выбрать нужную грампластинку, а при необходимости воспользоваться услугами продавца-консультанта.

При участии общественных советов, созданных при фирменных магазинах, работают консультационные пункты, где покупателям предоставляется возможность получить квалифицированную консультацию, информацию о деятельности предприятий фирмы, о новых записях, познакомиться с каталогами фирмы «Мелодия» и т. д. Серьезная роль в совершенствовании работы фирменных магазинов отводится повышению культуры обслуживания покупателей. Внедряется самообслуживание, открытый доступ к грампластинкам, индивидуальное —прослушивание. Каждый покупатель может сделать предварительный заказ (кроме эстрадных записей) по информационным спискам, которые имеются в магазине. Продолжается работа по расширению услуг для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. От них принимаются индивидуальные заказы по телефону.

Откликаясь на многочисленные просьбы трудящихся промышленных предприятий, фирменные магазины создают столы заказов для их обслуживания, используя широкий ассортимент грампластинок, имеющихся в магазине. Большую помощь в работе с книгоношами (народный магазин) оказывают члены общественных советов. Эта форма обслуживания становится все более популярной. Примером может служить опыт фирменных магазинов Москвы, Воронежа, Кишинева, Алма-Аты, Ростова-на-Дону, Тбилиси.

Модные песни, модные исполнители… В отделе эстрады всегда оживление…

Рекламно-пропагандистская работа фирменного магазина четко делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя реклама при условии, что торговля ведется в основном передовыми методами, сводится к хорошо систематизированной информации о наличии в продаже тех или иных записей. В каждом тематическом разделе оборудован специальный щит «Новинки», где демонстрируются новые записи, поступившие в магазин. Сегодня при условии, что грампластинка пользуется все большей популярностью, она сама стала средством пропаганды и мощным проводником высоких идей коммунистической морали и художественных ценностей.

Свою работу фирменные магазины строят на активной пропаганде лучших образцов музыкальной культуры, литературных произведений в грамзаписи, для чего последовательно укрепляют деловые контакты с органами средств массовой информации — радио, печатью и телевидением. Возрастает количество массовых мероприятий, проводимых на предприятиях и в учебных заведениях (только за 1980 г. их было свыше 1000), расширяется география выездов с лекциями и беседами в колхозы и совхозы района деятельности магазина.

Это только для меня...”

Мощным рычагом в деле пропаганды общественно-политических и документальных грамзаписей явилось разрешение Министерства торговли СССР и Государственного банка СССР на продажу товаров культурно-бытового назначения по безналичному расчету без зачета в лимит мелкого опта кабинетам и домам политического просвещения, культурно-просветительным учреждениям, учебным заведениям, внешкольным учреждениям и профсоюзным комитетам. Это способствует более широкому использованию звуковых изданий в работе по идейно-политическому, нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся.

Фирменные магазины помогают в комплектовании дискотек грампластинками, в составлении сценариев, музыкальных программ, а также в комплектовании фонотек крупных городских библиотек, дополняют их запасы новыми поступлениями грампластинок. Уже укомплектовано несколько сот парткабинетов, фонотек и библиотек городов и сел.

Дважды в месяц меняется содержание витрин магазина.

В тесном контакте с фирменными магазинами работают местные секции и клубы любителей и коллекционеров грампластинок — филофонисты. Ежемесячно в помещении магазинов они проводят вечера-лекции, освещающие разнообразные вопросы советской и зарубежной музыки, записанной на грампластинки. Члены клубов филофонистов регулярно дежурят в фирменных магазинах, давая квалифицированные советы и отвечая на вопросы покупателей. Кроме того, они активно участвуют в составлении ежеквартальных тематических заказов,

В свете решений ХХVI съезда КПСС происходит дальнейшее развитие музыкальной культуры во всех ее аспектах — композиторского творчества музыкальной пропаганды, музыковедения и критики, художественного образования, эстетического воспитания широких масс трудящихся. И этот животворный процесс находит самое широкое отражение в отечественной грамзаписи. В ответ на призыв работников торговли — делегатов ХХVI съезда КПСС: «Сделаем все для того, чтобы полнее и лучше удовлетворять запросы населения», фирменными магазинами «Мелодия» были приняты повышенные социалистические обязательства.

Н. И. Ермаков