Статья написана Юрием Каспаровым специально для портала specialradio.ru
В профессиональном композиторском мире имя армянского композитора Ашота Зограбяна хорошо известно всем! Но мне очень бы хотелось, чтобы с музыкой этого огромного, уникального мастера познакомились и за пределами нашего сообщества. Понятно, что музыка Зограбяна в ближайшее время не станет достоянием миллионов, поскольку серьёзная академическая музыка пока в принципе не может стать достоянием миллионов! Прикладная музыка – да! Коммерческая музыка – да! Даже эксперименты, если они достаточно эпатажны, и кто-то вкладывает деньги в их «раскрутку», – тоже да! Но основа основ или святая святых нашего искусства – музыка академическая, продолжающая линию барокко, классицизма и романтизма, – та музыка, где есть гармония, и в которой не отрицаются фундаментальные законы искусства и глубокие традиции, заложенные и развитые нашими предшественниками, где все идеи облечены в уникальную художественную форму, позволяющую донести даже самые оригинальные и смелые, пусть порой спорные, идеи, – эта музыка, конечно, овладеет умами широкой культурной общественности не скоро.
Так происходило всегда и так происходит сейчас, и нет смысла приводить примеры – их слишком много, и это знают все. В наши дни пропагандировать академическую музыку особенно сложно, так как мы живём в поразительную эпоху, когда не работают мораль и нравственность, когда уродливо деформированы привычные понятия и ориентиры, когда бизнес, приправленный политикой, или политика, корректируемая бизнесом, определяют художественную ценность произведений искусства… На творческом олимпе – и далеко не только в музыке, как я предполагаю! – наряду с настоящими мастерами в пугающем количестве появляются какие-то непонятные люди с мало профессиональными поделками и удручающе куцыми, примитивными мыслями. Продукция этих людей агрессивно рекламируется и нагло выдаётся за образец. Пытаться восстановить справедливую иерархию, обратившись к здравому смыслу, в настоящий момент невозможно. Если сегодня кто-то разумно и взвешено выскажется, его не услышат. А если вдруг услышат, то не поймут. А если поймут – не поверят! И потому я хочу совсем немногого – чтобы с музыкой Ашота Зограбяна познакомились хотя бы творческие люди, служащие другим искусствам. Уверен, многим из них это будет интересно и, возможно, полезно!
Ашот Зограбян – композитор старшего поколения, он родился в 1945 году. Вся его жизнь связана с родным Ереваном, столицей Армении. Он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса, и в настоящий момент Ашот Зограбян – профессор этой консерватории с почти 40-летним стажем. Он учил многому разному – в частности, теории музыки и оркестровке, но в настоящее время сосредоточен на обучении тонкостей композиторского ремесла.
Хочу объяснить, в чём заключается уникальность Ашота Зограбяна. В основе всех его произведений лежат армянские народные интонации. Фольклор (любой!) – пласт, может, и не вечный, но уж точно не исчерпанный на данный момент. Другое дело, что подавляющее число наших коллег работают с этим пластом скорее как компиляторы, чем как композиторы. Не проявляя ни малейшей фантазии и оставаясь в плену набивших оскомину стереотипов, большинство, как из пулемёта, выдаёт звучащие лубочные картинки, в которых народная музыка тихо умирает. Новаторов же, чутко и бережно относящихся к родному фольклору, не так много. Таковыми были Стравинский, Кодаи, Барток, Лютославский… И к этому ряду я отношу Ашота Зограбяна.
Перемещённые из глубины столетий в современный временной контекст его музыкальных произведений армянские народные интонации, прежде всего, получают иное ритмическое воплощение. И потому они не только «живые», но и раскрываются с неожиданных, удивительных сторон, начиная блистать новыми, скрытыми до этого момента гранями. Современная музыка, замечу, определяется не новыми, доселе неведомыми приёмами игры на инструментах и не отказом от хроматического звукоряда в пользу тотальной сонористики, а именно течением музыкального времени! В каждую эпоху оно своё, и сегодня столь излюбленные многими классические ритмоформулы, «заточенные» под равномерный и непрерывный бег времени, входят в непримиримое противоречие с остальными компонентами музыкального письма. Сегодняшнее музыкальное время подчиняется гораздо более сложному закону, и именно такое оно в произведениях Ашота Зограбяна!
Благодаря особому сплетению по-новому звучащих народных интонаций в многослойных полифонических фактурах, Зограбян создаёт удивительную, которую я не берусь описывать словами, звуковую атмосферу. Во всех его произведениях возникает особое звучащее пространство, где неизменно «работает» некая логическая функция, структурирующая всё многообразие элементов этого пространства и придающую ему некую совершенную форму. У меня неизменно возникает впечатление, что у Зограбяна никогда и нигде нет ни одной лишней ноты, и каждая нота – это мир со значительным количеством важной информации, и последовательность нот подобна чередованию слов в предложении, доносящем до нас некую важную мысль! Одним из ярчайших тому примеров являются 1-я и 2-я тетради его «Игр бумерангов» – они есть на YouTube, и найти их не составляет труда.
Как и в науке, в музыке существуют свои аксиоматические понятия и определения. Одним из аксиоматических понятий является музыкальность. Можно написать произведение, где всё будет правильно, где будут соблюдены все фундаментальные законы музыки… Но если оно немузыкально, то у большинства вызовет отторжение. Существуют же живописные полотна, к которым невозможно предъявить претензии и так же невозможно получить эстетическое наслаждение! А бывает и так, что художник просто проводит линию – это ещё не произведение искусства, это просто линия! – но она одна уже восхищает, приводя в трепет! То же самое и в музыке! В творчестве Ашота Зограбяна музыкальность присутствует в максимальной степени!
Юрий Каспаров, август 2017