rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

НАВСТРЕЧУ 100-летию ПЬЕРА БУЛЕЗА: Программа гастролей Булеза в Москве в 1990 году с комментариями Ю.Н. Холопова

19 и 20 февраля 1990 года в Москве прошли выступления ансамбля «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН» Пьера Булеза. Выступления прошли с большим успехом и явились важным событием в русской музыкальной жизни. К выступлениям была издана программа с рассказом об ансамбле, Пьере Булезе и композиторах, произведения которых ансамбль исполнил. Текст для программы был подготовлен выдающимся отечественным музыковедом доктором искусствоведения Юрием Николаевичем Холоповым.

Ниже приводятся фотографии программы и расшифровка текста.

Обложка программы концертов ансамбля Интерконтампорен

АНСАМБЛЬ «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН»

Музыка ХХ века — целый пласт мировой культуры, остающийся малоизвестным и малопонятным слушателям-современникам. Для его освоения музыка нуждается в талантливых исполнителях, которые работают вместе регулярно и приобретают благодаря этому слаженность совместной игры и определенный стиль, которые характеризуют лучшие музыкальные коллективы. До середины 70-х годов во Франции не было постоянно действующего коллектива, исполняющего музыку ХХ века. В 1975 Государственный секретарь по делам культуры Мишель Ги объявил, в ряду других начинаний, о создании ансамбля «ИнтерКонтампорен» как своего рода инструмента на службе музыке ХХ века. Президентом организованного в 1976 г. «EIC» («Ensemble InterContemporian») стал Пьер Булез, музыкальным руководителем (с 1979) — Петер Этвёш (род. 1944, Венгрия).

Ансамбль «ИнтерКонтампорен» (АИК) состоит из 31 музыканта-солиста. Каждый из них проходит сначала строгий отбор на прослушивании. Две трети своего времени они заняты в Ансамбле, остальное остается у них для собственной творческой деятельности: сольные концерты, педагогическая работа, научные исследования и т. п. Помимо общих концертов, с участием дирижера, музыканты по собственной инициативе создали мини-ансамбли, роль которых растет, — Струнное трио, Струнный квартет, Ансамбль духовых и ударных, Духовой квинтет. «ИнтерКонтампорен» стремится выступать не только в столице, но и на периферии. Международная пресса отмечает виртуозность, слаженность, высокое качество исполнения ансамбля, привлекающего публику даже тогда, когда музыкальное произведение не вполне понятно слушателям.

Одна из задач «ИнтерКонтампорен» — стимулирование творчества современных композиторов. С 1977 г. около 200 произведений сочинено специально для ансамбля, из них 100 — по его заказу. Причем исполнить произведение один раз считается недостаточным. Ансамбль создал открытый репертуар; наиболее выдающиеся сочинения исполняются повторно, неоднократно транслируются, по возможности зализываются на пластинки. Так образуются концентрические волны распространения музыки во все более широкие круги публики. В репертуаре ансамбля — все произведения композиторов-классиков 1й половины ХХ века и наиболее значительные сочинения 50-х — 70-х годов, всего свыше 900 произведений, составляющих ту «Панораму ХХ века», которую возвестил Пьер Булез в 1977 году первым парижским слушателям.

ПЬЕР БУЛЕЗ
ПЬЕР БУЛЕЗ

ПЬЕР БУЛЕЗ

Один из самых больших композиторов нашего времени, также дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, Пьер Булез родился в 1925 г. в Монбризоне (департамент Луара) в семье инженера. 26 марта лидеру авангарда исполнится 65 лет. С семи лет он учился игре на фортепиано; далее изучал математику м технические науки. Переселившись в Париж (1943), через год стал учеником Оливье Мессиана по классу гармонии в Парижской консерватории, позднее Мессиан преподает ему композицию и анализ; к 1945 г. относятся «Три псалмодии» Булеза для фортепиано.

Андре Ворабур занимался с ним контрапунктом, Рене Лейбовиц («приватно) — додекафонией {1945—46). В 1946 г. он сочинил флейтовую Сонатину и 1-ю фортепианную сонату.

Окончив консерваторию, в 1946 г. Булез по рекомендации Артюра Онеггера становится музыкальным руководителем в театре Мариньи (труппа Жан-Луи Барро — Мадлен Рено). С 1952 г. он — участник Дармштадских курсов Новой музыки. В 1954 г. организовал концерты «Пти-Мариньи», год спустя переименованные в «Домэн мюзикаль» {руководил ими по 1967 год). С 50-х годов Булез принадлежит к ведущим творцам авангарда. В 1960—63 гг. преподает композицию в базельской Академии музыки; в 1963 г. читает лекции в Гарвардском университете (США), как до него Стравинский и Хиндемит.

С середины 60-х голов в творческой деятельности Булеза все большее значение приобретает дирижирование: запись «Пеллеаса и Милезанды» Дебюсси, исполнение опер Вагнера; с 1969 г. он дирижирует оркестром Нью-Йоркской филармонии, в 1971—77 гг. постоянный его дирижер; в 1971-75 гг. — дирижер оркестра Би-Би-Си (Лондон). В 1976 г. его приглашают дирижировать Тетралогией Вагнера (постановка Патриса Шеро) в честь столетия «Кольца»; Булез исполнял ее в течение четырех лет.

С 1975 г. Булез занялся грандиозным проектом ИРКАМ «Института акустико-музыкальных исследований и координаций», ставшего подлинным центром музыкальной жизни и творчества Новой музыки во Франции. Интенсивное исследование всех возможностей электронной музыки, включая компьютерную технику, было одной из главных задач ИРКАМа. Булезу удалось вдохнуть новую жизнь в застойную ЭМ. В ИРКАМе были разработаны специальные компьютерные программы: система «IRCAM PDP-10», «Music-10-Proram» для синтетических звучаний, программа «Algol» («Леланда Смита), машина «4Х» (Джузеппе ди Джуньо и его группы). ИРКАМ привлек выдающихся музыкантов —Ксенакиса, Ноно, Берио, Глобокара. Булез становится также президентом ансамбля Новой музыки «ИнтерКонтампорен», профессором в «Коллеж де Франс».

Булез — автор многочисленных работ о музыке.

ВАЖНЕЙШИЕ СОЧИНЕНЫЯ ПЬЕРА БУЛЕЗА

1945 — «12 записей» («12 notations») для фортепиано

1946 — «Брачный лик» (1-я версия), пять стихотворений для сопрано, альта, женского хора и оркестра, текст Рене Шара

1947 — «Солнце вод», 2 стихотворения Рене Шара для сопрано, тенора, баса и оркестра

          — 2-я соната для фортепиано

1952 — «Структуры» —1 для 2-х фортепиано

1954 — «Молоток без мастера» для альта соло и 6 инструментов, текст Рене Шара

1957 — «Импровизация на Малларме» для сопрано и ансамбля, слова Стефана Малларме

          — 3-я соната для фортепиано

1961 — «Структуры» —II для 2-х фортепиано

1962 — «Складка на Складку (Pli selon Pli) — портрет Малларме»: «Дар», «Импровизации на Малларме» I—II—III, «Гробница» для сопрано и оркестра

1965 — «Вспышка» (или «Сверкание» — «Eclat») для 15 инструментов

1968-69 — «Области» («Domaines») для кларнета и оркестра

1970 — «Вспышка /Множества» («Eclat/Multiples») для оркестра

          — «Каммингс — это поэт» для 16 смешанных голосов и 24 инструментов, текст Эдуарда Каммингса

1972 — «…взрывающаяся-неподвижная…» («explosante-fixe») для 8 инструментов и Live-электроники

1975 — «Ритуал» памяти Бруно Модерны для оркестра в 8 группах

1976 — «Посланиэскиз» («Messagesquisse») для виолончели соло и ансамбля виолончелей

1980 — «Записи» I—IV» для большого оркестра

1981-88 — «Респонс» («Repons», «Респонсорий») для 6 солистов, инструментального ансамбля и электроакустического устройства

1984 — «Отклонение» («Derive») для ансамбля

1985 — «Диалог двойной тени» для кларнета и магнитофонной ленты

ИРКАМ

Парижский «Институт акустико-музыкальных исследований и координаций», IRCAM («L’Institut de recherche et coordination acoustique/musique»), основанный в 1975 году (открыт в 1977) Пьером Булезом, нынешним его директором является одним из четырех управлений Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Это учреждение, здание которого выстроено под землей ниже уровня тротуара и звуконепроницаемо, объединяет композиторов и ученых с целью развития музыки. Задачи ИРКАМа: искать — творить — общаться.

Исследования. Многочисленны аспекты научно-исследовательской работы ИРКАМ, посвященной помощи информатики и акустики музыкальным проблемам:

— методы синтеза: программа CHANT предоставляет композиторам методы синтеза, дающие возможность очень тонкого контроля над природой звуков и их артикуляцией во времени. Исследования ставят целью смоделировать физическое поведение инструментов;

— системы числовой обработки сигнала в реальном времени: процессор «4Х» уникален и по мощности (200 млн. операций в секунду), и по гибкости использования;

— многочисленные устройства с целью установить новые способы диалога исполнителя и компьютера при прямом контроле синтеза или трансформации в реальном времени. Другие программы помогают композитору в работе по организации звукового материала;

— исследования инструментальной акустики обогатили возможности музыкальной выразительности традиционных инструментов. Аналогично, работы по психологии музыки ориентируют композиторов на изыскание новых звуковых объектов;

— и, наконец, исследованиям акустики залов способствует наличие помещения для исполнений и демонстрации, к чему относится проект «потенциальных залов».

Творчество. ИРКАМ стимулирует создание новых произведений, использующих результаты исследований, и ставит цели:

— привлечение талантливых музыкантов, обучение их новой технологии, поощрение их участия в исследовательской работе;

— помощь композиторам в процессе исполнения их произведений (предоставление оперативных средств, поощрение координации с научно-исследовательскими группами).

Ежегодно приглашаются до 10—15 композиторов. В ИРКАМе исполнены, например, «Респонс» Пьера Булеза, сочинения Карлхайнца Штокхаузена, Лючано Берио, Жильбера Ами, Йорка Хёллера, или более молодых композиторов — Филиппа Манури, Марк-Андре Дальбави, Жоржа Бенжамена, Марко Строппа. За десятилетие этой практики было привлечено около 80 композиторов, создано около 120 произведений.

Распространение музыки. ИРКАМ знакомит слушателей с современной эволюцией музыкального мышления, с произведениями и результатами исследований:

— ИРКАМ связан с ансамблем солистов «ИнтерКонтампорен», пропагандирующим музыку ХХ века;

— ИРКАМ участвует в многообразной деятельности Центра Помпиду. В его рамках возможно программировать широкие музыкальные ретроспективы благодаря различным выставкам: «Париж — Париж», «Париж — Москва», «Париж — Берлин», «Вена», «50-е годы» …

— «Коллеж ИРКАМ» выполняет информативные функции, устраивает встречи, семинары, коллоквиумы, курсы, что развивает связи между различными художественными концепциями. Расширение педагогического аспекта предполагает и издательскую, аудиовизуальную активность ИРКАМа;

— сотрудничество с другими научно-исследовательскими центрами распространяет опыт института. Например, опыт по программе синтеза передан научным исследованиям, ведущимся совместно с Национальным центром исследований и телекоммуникации (CNET) в области высококачественного синтеза речи:

— промышленный прогресс позволяет избегать потери технологических ресурсов и расширить самофинансирование. Индустриализация процессора «4Х» фирмой «Сожитек» и сотрудничество с фирмой «Ямаха» — тому примеры.

Материал подготовил

доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ


Программа выступлений ансамбля «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН» 19 февраля 1990 года

ЭДГАР ВАРЕЗ (1883—1965) — американский композитор и дирижёр, французско-итальянского происхождения. Учился в парижской Схола Конторум у д’Энди и Русселя и в консерватории у Видора и Массне; с 1916 — в США. Большое влияние оказала на него идея Ферруччо Бузони: «Свободной музыка родилась, и свободным должно быть ее устроение». Творческий принцип Вареза «the liberation of sound» направил его к поискам нетрадиционных форм и жанров: «Музыкальную форму я считаю результатом процесса». Стимулами же таких процессов могли бы быть, например, природные явления, или картина звездного неба. Так, «Гиперпризма (1923) связана с кристаллографией, «Интегралы» для духовых и ударных (1925) — с математикой, а «Ионизация» для ударных (1931) — с астрономией. Варез обращался и к электронике, в 30-е годы сотрудничал с Л. С. Терменом; развивал идею пространственной музыки. В 1958 он создал, совместно с Ксенакисом, «Электронную поэму» для павильона фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе; звучания, через 425 репродукторов, были разнонаправленными и передвигались в пространстве.

«ОКТАНДР» Вареза — октет в трех частях (квартет деревянных, трио медных инструментов и контрабас). Главным средством выражения становится краска звучания, тембр, сонорность. Остро ритмизованная мелодика и превращающиеся в тембро-аккорды гармонические созвучия (требующие абсолютной слаженности от исполнителей) передают острую отточенность всех граней мысли композитора.

АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945), австрийский композитор, ученик Шенберга. Музыка его, возвышенная и утонченная, преимущественно лирического характера, первоначально создавалась в так называемой свободной атональности», затем методами додекафонии. Творческие принципы Веберна оказали значительное влияние на Новую музыку 2-й половины ХХ века.

ПЯТЬ ПЬЕС для оркестра соч. 10 (1911—1913) — цикл крошечных произведений, музыкальная мысль которых выражается предельно сжато и концентрированно (4-я пьеса звучит несколько секунд). Первоначально Веберн дал пьесам программные заголовки, обнаруживающие особенности художественно-образного мышления композитора: I. Прообраз, II. Превращение, III. Возвращение, IV. Воспоминание, У. Душа.

АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ (1874—1951) — австрийский композитор и педагог, теоретик музыки, глава нововенской композиторской школы. В начале 20-х годов нашел «метод сочинения музыки двенадцатью лишь между собой соотнесённым тонами» — метод додекафонии, сыгравший огромную роль в развитии музыки ХХ века,

КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ соч. 9 (1906) относится еще к раннему периоду творчества Шенберга. Пытливая мысль композитора стремится в Камерной симфонии к неведомым манящим далям художественного мира. Финал последнего тонального опуса начинается словами: «Я чувствую воздух других планет». Атмосфера новой музыки чувствуется и в Камерной симфонии, внешне еще вполне тональной (Е dur) и традиционной по ее одночастно-циклической форме (экспозиция Аллегро, Скерцо, Разработка, Медленная часть и реприза-финал). Но расширенная тональность «размывается» квартовыми гармониями и целотоновыми последованиями, а листовский монотематизм внутренне преобразуется в автономное развитие комплексов «лишь между собой соотнесенных» тонов.

ПЬЕР БУЛЕЗ принадлежит к ярчайшим выразителям художественного мира современной Новой музыки. В его творческой индивидуальности крайний радикализм музыкальных идей неизменно сочетается с субстанциональными свойствами натуры автора — горячим темпераментом, смелостью беспокойной ищущей мысли, строгой, как у Веберна, красотой звучания музыки.

«МОЛОТОК БЕЗ МАСТЕРА» (между 1953 и 1955 г.г.) — одно из главных концепционных произведений Булеза, род сольной кантаты для женского голоса и ансамбля из 6 инструментов: альтовая флейта, альт, гитара, вибрафон, ксилоримба, ударные. Слова взяты из сборника того же названия (1934) французского поэта-сюрреалиста Рене Шара (род. 1907, умер 19.02.88). Названия трех стихотворений:

  1. L’Artisanat furieux — Яростные ремесленники.
  2. Bourreaux de solitude — Палачи одиночества,
  3. Bel edifice et les pressentiments — Прекрасное здание и предчувствия.

У критиков вошло в пословицу говорить о «Гераклитовой темноте» лирики Рене Шара. «Краткое искусство» Шара (как он сам характеризует свои поэтические приемы) связано с переуплотнением поэтической структуры, соединением отделенных смыслов при элиминировании опосредующих звеньев.

Девять частей-пьес, среди которых 4 вокальных и 5 инструментальных, необычайным способом связаны с текстами — 1-м, 2-м, 3-м — и между собой.

К 1-ому стихотворению («Яростные <…>») относятся части: I. (Перед L’Artisanat furieux», инструментальная прелюдия), III. (вок.) и VII (После «L’Artisanat furieux», инструментальная постлюдия).

Ко 2-ому стихотворению («Палачи <…>») — все четные части: II (Комментарий | к «Bourreaux de solitude», инстр.), IV (Комментарий II инстр.), VI (вок.) и VIII   (Комментарий III, инстр.).

К 3-ему стихотворению — части V и IX, обе вокальные, две пьесы на один и тот же текст «Прекрасное здание <…>» (в конце финала женский голос, уже без слов, превращается в еще один, прекрасный духовой инструмент…).

Таким образом, переплетение трех циклов (с текстами 1, 2, 3) образует изощренно сложную композицию поли-цикла (и-инстр., в-вок.):

  1. Яростные ремесленники:   I (и)               III (в)                                        VII (и)
  2. Палачи одиночества:                     II (и)                IV (и)              VI (в)                  VIII (и)
  3. Прекрасное здание:                                                               V (в)                                                IX(в)

Краска звучания в этом произведении вызывает экзотические ассоциации: ксилоримба напоминает африканский балафон, гитара — японский кото, вибрафон — гендер из балинезийского гамелана. Но в действительности это — обогащение тембровой палитры современного европейского искусства. Логика сонорной композиции в большой мере опирается на связи между тембрами, образуя переходы от одного к другому, по тому или иному признаку: голос — альтовая флейта — альт arco – pizzicato — гитара — вибрафон — ксилоримба; звуки других ударных — сонорная оправа.

Несмотря на поразительный радикализм, музыка Пьера Булеза — продолжение французской национальной традиции, линии искусства Дебюсси — Мессиана, освещенной идеями Антона Веберна. Штокхаузен сказал: «Булез — это синтетический дух; он всё изучает, ом всё интегрирует в свою систему, и в его воле к синтезу ему удается объединение даже казалось бы столь противоположных феноменов, как нововенская школа и французский импрессионизм».

ОТКЛОНЕНИЕ (Derive; 1984) — пьеса для секстета в составе: флейта, кларнет, скрипка, виолончель, вибрафон и фортепиано. Основной характер сочинения задается причудливыми «клубящимися», дрожащими, вибрирующими звучаниями, красочно перепивающимися многоцветными узорами пассажей.

Материалы подготовил

доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ


Программа выступлений ансамбля «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН» 20 февраля 1990 года

ЧАРЛЗ АЙВС (1874—1954) — американской композитор, Один из первооткрывателей Новой музыки ХХ века, смелый экспериментатор, предвосхитивший многие особенности современного музыкального языка. Чтобы оставаться в творчестве нонконформистом, работал в страховом обществе «Ives & Myrick». Музыке Айвса получила признание, в основном, посмертно. Из новаторских черт его музыки — совмещение резных «музык», полистилистика и коллаж, микрохроматика («3 четвертитоновых пьесы» для 2 фортепиано, 1923—24), натуралистическая изобразительность и др. Вместе с тем ядро ®го музыки — американские народные и популярные мелодии, религиозные гимны, патриотические марши.

«ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА» (1908) — одно из наиболее известных сочинений композитора. Музыкальная идея пьесы состоит в контрасте тихого пения струнных в совершенно спокойном, бесстрастном томе и резко перечащего ему диалога духовых. Очевидный философский подтекст пьесы смешивается с причудливо-юмористической его окраской.

ФРАНКО ДОНАТОНИ (род. 1927) — итальянский композитор и педагог. Учился первоначально в Болонье, далее — композиции в Академии Санта Чечилия в Риме у И. Пиццетт. Первые сочинения относятся к началу 50-х годов. С 1953 преподавал гармонию и контрапункт в Болонской консерватории, под влиянием Б. Мадерны изучал додекафонию, в 1954 участвовал в Дармштадтских курсах новой музыки. С 1955 года работал в Миланской консерватории, в 1967 возглавил кафедру сочинения в Туринской консерватории, с 1970 —профессор композиции в Музыкальной академии Киджана в Сиене м Болонском университете. С начала 60-х годов повернул в сторону авангарда, новейших техник сочинения.

Сочинения Франко Донатони преимущественно инструментальны: «Движение» для клавесине, фортепиано и 9 духовых (1959), For Grilly — импровизация для 7 (1960), 3-й квартет для 4х дорожечной магнитофонной ленты (1961), «Для оркестра» (1962), 4-й квартет, для смычковых («Зеркало», 1963), Secondo estratto для арфы, клавесина и фортепиано (1970), «Игры для двоих» для клавесина и органа (1973), «Портрет» для клавесина с оркестром (1977), «Ария» для голоса с оркестром (1978), «Ручей на лестнице» для виолончели м 19 инструментов (1980).

МАРК-АНДРЕ ДАЛЬБАВИ (род. в 1961) — французский Композитор. По композиции учился сначала в Парижской консерватории у Мишеля Филиппо. Затем работал под руководством Дж. Кэйджа и М. Канингэма в Лондоне. В 1983—85, проходил курс композиции у Т. Мюрая, близко познакомился с компьютерной техникой. В те же годы создал «Прозрачные зеркала» для большого оркестра, где гармонический материал несет на себе отпечаток синтетических звучаний компьютера, Дальбави — лауреат международных премий по композиции.

Пьеса «ДИАДЕМЫ» была заказана для одного из ансамблей и реализована в ИРКАМе в 1985—86 гг. Исходным замыслом был концерт для альта с оркестром. Но к классической оппозиции этих двух антагонистов добавился третий — ансамбль электронных инструментов. В результате получилась трехсторонняя конфронтация: ансамбль традиционных инструментов (6 деревянных духовых, 4 медных, 4 струнных, ударные); электронный ансамбль и альт соло. Тройственность присуща и музыкальной форме. В ней три части: I — с преобладанием традиционных инструментов, II — электроники, III происходит завершающее слияние тембров.

ДЬЕРДЬ КУРТАГ (род. в 1926) — венгерский композитор, в 1946—55 учился композиции в будапештской Академии музыки у Ш. Вереша и Ф. Фаркаша, в 1957—58 стажировался в Париже у Мессиана и Мийо. Профессор Академии музыки в Будапеште. В стиле Куртага тонкая выработанность структуры, ее плотность (подчас напоминающие Веберна) сочетаются с большой силой экспрессии колористическими эффектами. Среди произведений. Куртага –струнный квартет соч. 1 (1959), 8 фортепианных пьес соч.3 (1960), концерт для сопрано и фортепиано «Изречения Петера Борнемиса» соч. 7 (1968), Omaggio a Luigi Nono соч. 16 для хора a cappella (на русский текст, 1979), вокальный цикл «Сцены из романа» (на русский текст Риммы Далош, соч. 19, 1982).

«ПОСЛАНИЯ ПОКОЙНОЙ Р. В. ТРУСОВОЙ» (в переводе на французский язык — Mwssage de feu Demoiselle R.V.Troussova, 21 стихотворение Риммы Далош, соч. 17 (1978) — вокальный цикл, в оригинале написанный на русском языке. Произведение было заказано Ансамблем «ИнтерКонтампорен» и им же впервые исполнено в 1981 году. Текст образует три цикла — I. Одиночество (2 стихотворения), II. Немного эротическое (4 стихотворения), III. Горький опыт — сладость и горе (15 стихотворений). Циклам предпосланы стихотворные эпиграфы из Ахматовой и Блока, а в конце помещена строфа-эпилог, также из Блока.

Некоторые фрагменты текста:

I-1 В пространстве

Площадью 6×4 метра,

С давлением 6000 атмосфер одиночества,

С температурой 400000 градусов

По неосуществленным желаниям

 Мерзнет человек.

из Прильни ко мне

II-1 длиной своих ног,

       грудью, впадиной живота,

II-3 (вокализ без сопровождения)

       Почему

мне не визжать свиньёй,

когда кругом все хрюкают?

III-9 Я без тебя

как та женщина в бане

с отрезанной грудью.

Материалы подготовил

доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ