19 и 20 февраля 1990 года в Москве прошли выступления ансамбля «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН» Пьера Булеза. Выступления прошли с большим успехом и явились важным событием в русской музыкальной жизни. К выступлениям была издана программа с рассказом об ансамбле, Пьере Булезе и композиторах, произведения которых ансамбль исполнил. Текст для программы был подготовлен выдающимся отечественным музыковедом доктором искусствоведения Юрием Николаевичем Холоповым.
Ниже приводятся фотографии программы и расшифровка текста.
АНСАМБЛЬ «ИНТЕРКОНТАМПОРЕН»
Музыка ХХ века — целый пласт мировой культуры, остающийся малоизвестным и малопонятным слушателям-современникам. Для его освоения музыка нуждается в талантливых исполнителях, которые работают вместе регулярно и приобретают благодаря этому слаженность совместной игры и определенный стиль, которые характеризуют лучшие музыкальные коллективы. До середины 70-х годов во Франции не было постоянно действующего коллектива, исполняющего музыку ХХ века. В 1975 Государственный секретарь по делам культуры Мишель Ги объявил, в ряду других начинаний, о создании ансамбля «ИнтерКонтампорен» как своего рода инструмента на службе музыке ХХ века. Президентом организованного в 1976 г. «EIC» («Ensemble InterContemporian») стал Пьер Булез, музыкальным руководителем (с 1979) — Петер Этвёш (род. 1944, Венгрия).
Ансамбль «ИнтерКонтампорен» (АИК) состоит из 31 музыканта-солиста. Каждый из них проходит сначала строгий отбор на прослушивании. Две трети своего времени они заняты в Ансамбле, остальное остается у них для собственной творческой деятельности: сольные концерты, педагогическая работа, научные исследования и т. п. Помимо общих концертов, с участием дирижера, музыканты по собственной инициативе создали мини-ансамбли, роль которых растет, — Струнное трио, Струнный квартет, Ансамбль духовых и ударных, Духовой квинтет. «ИнтерКонтампорен» стремится выступать не только в столице, но и на периферии. Международная пресса отмечает виртуозность, слаженность, высокое качество исполнения ансамбля, привлекающего публику даже тогда, когда музыкальное произведение не вполне понятно слушателям.
Одна из задач «ИнтерКонтампорен» — стимулирование творчества современных композиторов. С 1977 г. около 200 произведений сочинено специально для ансамбля, из них 100 — по его заказу. Причем исполнить произведение один раз считается недостаточным. Ансамбль создал открытый репертуар; наиболее выдающиеся сочинения исполняются повторно, неоднократно транслируются, по возможности зализываются на пластинки. Так образуются концентрические волны распространения музыки во все более широкие круги публики. В репертуаре ансамбля — все произведения композиторов-классиков 1й половины ХХ века и наиболее значительные сочинения 50-х — 70-х годов, всего свыше 900 произведений, составляющих ту «Панораму ХХ века», которую возвестил Пьер Булез в 1977 году первым парижским слушателям.
ПЬЕР БУЛЕЗ
Один из самых больших композиторов нашего времени, также дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, Пьер Булез родился в 1925 г. в Монбризоне (департамент Луара) в семье инженера. 26 марта лидеру авангарда исполнится 65 лет. С семи лет он учился игре на фортепиано; далее изучал математику м технические науки. Переселившись в Париж (1943), через год стал учеником Оливье Мессиана по классу гармонии в Парижской консерватории, позднее Мессиан преподает ему композицию и анализ; к 1945 г. относятся «Три псалмодии» Булеза для фортепиано.
Андре Ворабур занимался с ним контрапунктом, Рене Лейбовиц («приватно) — додекафонией {1945—46). В 1946 г. он сочинил флейтовую Сонатину и 1-ю фортепианную сонату.
Окончив консерваторию, в 1946 г. Булез по рекомендации Артюра Онеггера становится музыкальным руководителем в театре Мариньи (труппа Жан-Луи Барро — Мадлен Рено). С 1952 г. он — участник Дармштадских курсов Новой музыки. В 1954 г. организовал концерты «Пти-Мариньи», год спустя переименованные в «Домэн мюзикаль» {руководил ими по 1967 год). С 50-х годов Булез принадлежит к ведущим творцам авангарда. В 1960—63 гг. преподает композицию в базельской Академии музыки; в 1963 г. читает лекции в Гарвардском университете (США), как до него Стравинский и Хиндемит.
С середины 60-х голов в творческой деятельности Булеза все большее значение приобретает дирижирование: запись «Пеллеаса и Милезанды» Дебюсси, исполнение опер Вагнера; с 1969 г. он дирижирует оркестром Нью-Йоркской филармонии, в 1971—77 гг. постоянный его дирижер; в 1971-75 гг. — дирижер оркестра Би-Би-Си (Лондон). В 1976 г. его приглашают дирижировать Тетралогией Вагнера (постановка Патриса Шеро) в честь столетия «Кольца»; Булез исполнял ее в течение четырех лет.
С 1975 г. Булез занялся грандиозным проектом ИРКАМ «Института акустико-музыкальных исследований и координаций», ставшего подлинным центром музыкальной жизни и творчества Новой музыки во Франции. Интенсивное исследование всех возможностей электронной музыки, включая компьютерную технику, было одной из главных задач ИРКАМа. Булезу удалось вдохнуть новую жизнь в застойную ЭМ. В ИРКАМе были разработаны специальные компьютерные программы: система «IRCAM PDP-10», «Music-10-Proram» для синтетических звучаний, программа «Algol» («Леланда Смита), машина «4Х» (Джузеппе ди Джуньо и его группы). ИРКАМ привлек выдающихся музыкантов —Ксенакиса, Ноно, Берио, Глобокара. Булез становится также президентом ансамбля Новой музыки «ИнтерКонтампорен», профессором в «Коллеж де Франс».
Булез — автор многочисленных работ о музыке.
ВАЖНЕЙШИЕ СОЧИНЕНЫЯ ПЬЕРА БУЛЕЗА
1945 — «12 записей» («12 notations») для фортепиано
1946 — «Брачный лик» (1-я версия), пять стихотворений для сопрано, альта, женского хора и оркестра, текст Рене Шара
1947 — «Солнце вод», 2 стихотворения Рене Шара для сопрано, тенора, баса и оркестра
— 2-я соната для фортепиано
1952 — «Структуры» —1 для 2-х фортепиано
1954 — «Молоток без мастера» для альта соло и 6 инструментов, текст Рене Шара
1957 — «Импровизация на Малларме» для сопрано и ансамбля, слова Стефана Малларме
— 3-я соната для фортепиано
1961 — «Структуры» —II для 2-х фортепиано
1962 — «Складка на Складку (Pli selon Pli) — портрет Малларме»: «Дар», «Импровизации на Малларме» I—II—III, «Гробница» для сопрано и оркестра
1965 — «Вспышка» (или «Сверкание» — «Eclat») для 15 инструментов
1968-69 — «Области» («Domaines») для кларнета и оркестра
1970 — «Вспышка /Множества» («Eclat/Multiples») для оркестра
— «Каммингс — это поэт» для 16 смешанных голосов и 24 инструментов, текст Эдуарда Каммингса
1972 — «…взрывающаяся-неподвижная…» («explosante-fixe») для 8 инструментов и Live-электроники
1975 — «Ритуал» памяти Бруно Модерны для оркестра в 8 группах
1976 — «Посланиэскиз» («Messagesquisse») для виолончели соло и ансамбля виолончелей
1980 — «Записи» I—IV» для большого оркестра
1981-88 — «Респонс» («Repons», «Респонсорий») для 6 солистов, инструментального ансамбля и электроакустического устройства
1984 — «Отклонение» («Derive») для ансамбля
1985 — «Диалог двойной тени» для кларнета и магнитофонной ленты
ИРКАМ
Парижский «Институт акустико-музыкальных исследований и координаций», IRCAM («L’Institut de recherche et coordination acoustique/musique»), основанный в 1975 году (открыт в 1977) Пьером Булезом, нынешним его директором является одним из четырех управлений Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Это учреждение, здание которого выстроено под землей ниже уровня тротуара и звуконепроницаемо, объединяет композиторов и ученых с целью развития музыки. Задачи ИРКАМа: искать — творить — общаться.
Исследования. Многочисленны аспекты научно-исследовательской работы ИРКАМ, посвященной помощи информатики и акустики музыкальным проблемам:
— методы синтеза: программа CHANT предоставляет композиторам методы синтеза, дающие возможность очень тонкого контроля над природой звуков и их артикуляцией во времени. Исследования ставят целью смоделировать физическое поведение инструментов;
— системы числовой обработки сигнала в реальном времени: процессор «4Х» уникален и по мощности (200 млн. операций в секунду), и по гибкости использования;
— многочисленные устройства с целью установить новые способы диалога исполнителя и компьютера при прямом контроле синтеза или трансформации в реальном времени. Другие программы помогают композитору в работе по организации звукового материала;
— исследования инструментальной акустики обогатили возможности музыкальной выразительности традиционных инструментов. Аналогично, работы по психологии музыки ориентируют композиторов на изыскание новых звуковых объектов;
— и, наконец, исследованиям акустики залов способствует наличие помещения для исполнений и демонстрации, к чему относится проект «потенциальных залов».
Творчество. ИРКАМ стимулирует создание новых произведений, использующих результаты исследований, и ставит цели:
— привлечение талантливых музыкантов, обучение их новой технологии, поощрение их участия в исследовательской работе;
— помощь композиторам в процессе исполнения их произведений (предоставление оперативных средств, поощрение координации с научно-исследовательскими группами).
Ежегодно приглашаются до 10—15 композиторов. В ИРКАМе исполнены, например, «Респонс» Пьера Булеза, сочинения Карлхайнца Штокхаузена, Лючано Берио, Жильбера Ами, Йорка Хёллера, или более молодых композиторов — Филиппа Манури, Марк-Андре Дальбави, Жоржа Бенжамена, Марко Строппа. За десятилетие этой практики было привлечено около 80 композиторов, создано около 120 произведений.
Распространение музыки. ИРКАМ знакомит слушателей с современной эволюцией музыкального мышления, с произведениями и результатами исследований:
— ИРКАМ связан с ансамблем солистов «ИнтерКонтампорен», пропагандирующим музыку ХХ века;
— ИРКАМ участвует в многообразной деятельности Центра Помпиду. В его рамках возможно программировать широкие музыкальные ретроспективы благодаря различным выставкам: «Париж — Париж», «Париж — Москва», «Париж — Берлин», «Вена», «50-е годы» …
— «Коллеж ИРКАМ» выполняет информативные функции, устраивает встречи, семинары, коллоквиумы, курсы, что развивает связи между различными художественными концепциями. Расширение педагогического аспекта предполагает и издательскую, аудиовизуальную активность ИРКАМа;
— сотрудничество с другими научно-исследовательскими центрами распространяет опыт института. Например, опыт по программе синтеза передан научным исследованиям, ведущимся совместно с Национальным центром исследований и телекоммуникации (CNET) в области высококачественного синтеза речи:
— промышленный прогресс позволяет избегать потери технологических ресурсов и расширить самофинансирование. Индустриализация процессора «4Х» фирмой «Сожитек» и сотрудничество с фирмой «Ямаха» — тому примеры.
Материал подготовил
доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ
ЭДГАР ВАРЕЗ (1883—1965) — американский композитор и дирижёр, французско-итальянского происхождения. Учился в парижской Схола Конторум у д’Энди и Русселя и в консерватории у Видора и Массне; с 1916 — в США. Большое влияние оказала на него идея Ферруччо Бузони: «Свободной музыка родилась, и свободным должно быть ее устроение». Творческий принцип Вареза «the liberation of sound» направил его к поискам нетрадиционных форм и жанров: «Музыкальную форму я считаю результатом процесса». Стимулами же таких процессов могли бы быть, например, природные явления, или картина звездного неба. Так, «Гиперпризма (1923) связана с кристаллографией, «Интегралы» для духовых и ударных (1925) — с математикой, а «Ионизация» для ударных (1931) — с астрономией. Варез обращался и к электронике, в 30-е годы сотрудничал с Л. С. Терменом; развивал идею пространственной музыки. В 1958 он создал, совместно с Ксенакисом, «Электронную поэму» для павильона фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе; звучания, через 425 репродукторов, были разнонаправленными и передвигались в пространстве.
«ОКТАНДР» Вареза — октет в трех частях (квартет деревянных, трио медных инструментов и контрабас). Главным средством выражения становится краска звучания, тембр, сонорность. Остро ритмизованная мелодика и превращающиеся в тембро-аккорды гармонические созвучия (требующие абсолютной слаженности от исполнителей) передают острую отточенность всех граней мысли композитора.
АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945), австрийский композитор, ученик Шенберга. Музыка его, возвышенная и утонченная, преимущественно лирического характера, первоначально создавалась в так называемой свободной атональности», затем методами додекафонии. Творческие принципы Веберна оказали значительное влияние на Новую музыку 2-й половины ХХ века.
ПЯТЬ ПЬЕС для оркестра соч. 10 (1911—1913) — цикл крошечных произведений, музыкальная мысль которых выражается предельно сжато и концентрированно (4-я пьеса звучит несколько секунд). Первоначально Веберн дал пьесам программные заголовки, обнаруживающие особенности художественно-образного мышления композитора: I. Прообраз, II. Превращение, III. Возвращение, IV. Воспоминание, У. Душа.
АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ (1874—1951) — австрийский композитор и педагог, теоретик музыки, глава нововенской композиторской школы. В начале 20-х годов нашел «метод сочинения музыки двенадцатью лишь между собой соотнесённым тонами» — метод додекафонии, сыгравший огромную роль в развитии музыки ХХ века,
КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ соч. 9 (1906) относится еще к раннему периоду творчества Шенберга. Пытливая мысль композитора стремится в Камерной симфонии к неведомым манящим далям художественного мира. Финал последнего тонального опуса начинается словами: «Я чувствую воздух других планет». Атмосфера новой музыки чувствуется и в Камерной симфонии, внешне еще вполне тональной (Е dur) и традиционной по ее одночастно-циклической форме (экспозиция Аллегро, Скерцо, Разработка, Медленная часть и реприза-финал). Но расширенная тональность «размывается» квартовыми гармониями и целотоновыми последованиями, а листовский монотематизм внутренне преобразуется в автономное развитие комплексов «лишь между собой соотнесенных» тонов.
ПЬЕР БУЛЕЗ принадлежит к ярчайшим выразителям художественного мира современной Новой музыки. В его творческой индивидуальности крайний радикализм музыкальных идей неизменно сочетается с субстанциональными свойствами натуры автора — горячим темпераментом, смелостью беспокойной ищущей мысли, строгой, как у Веберна, красотой звучания музыки.
«МОЛОТОК БЕЗ МАСТЕРА» (между 1953 и 1955 г.г.) — одно из главных концепционных произведений Булеза, род сольной кантаты для женского голоса и ансамбля из 6 инструментов: альтовая флейта, альт, гитара, вибрафон, ксилоримба, ударные. Слова взяты из сборника того же названия (1934) французского поэта-сюрреалиста Рене Шара (род. 1907, умер 19.02.88). Названия трех стихотворений:
У критиков вошло в пословицу говорить о «Гераклитовой темноте» лирики Рене Шара. «Краткое искусство» Шара (как он сам характеризует свои поэтические приемы) связано с переуплотнением поэтической структуры, соединением отделенных смыслов при элиминировании опосредующих звеньев.
Девять частей-пьес, среди которых 4 вокальных и 5 инструментальных, необычайным способом связаны с текстами — 1-м, 2-м, 3-м — и между собой.
К 1-ому стихотворению («Яростные <…>») относятся части: I. (Перед L’Artisanat furieux», инструментальная прелюдия), III. (вок.) и VII (После «L’Artisanat furieux», инструментальная постлюдия).
Ко 2-ому стихотворению («Палачи <…>») — все четные части: II (Комментарий | к «Bourreaux de solitude», инстр.), IV (Комментарий II инстр.), VI (вок.) и VIII (Комментарий III, инстр.).
К 3-ему стихотворению — части V и IX, обе вокальные, две пьесы на один и тот же текст «Прекрасное здание <…>» (в конце финала женский голос, уже без слов, превращается в еще один, прекрасный духовой инструмент…).
Таким образом, переплетение трех циклов (с текстами 1, 2, 3) образует изощренно сложную композицию поли-цикла (и-инстр., в-вок.):
Краска звучания в этом произведении вызывает экзотические ассоциации: ксилоримба напоминает африканский балафон, гитара — японский кото, вибрафон — гендер из балинезийского гамелана. Но в действительности это — обогащение тембровой палитры современного европейского искусства. Логика сонорной композиции в большой мере опирается на связи между тембрами, образуя переходы от одного к другому, по тому или иному признаку: голос — альтовая флейта — альт arco – pizzicato — гитара — вибрафон — ксилоримба; звуки других ударных — сонорная оправа.
Несмотря на поразительный радикализм, музыка Пьера Булеза — продолжение французской национальной традиции, линии искусства Дебюсси — Мессиана, освещенной идеями Антона Веберна. Штокхаузен сказал: «Булез — это синтетический дух; он всё изучает, ом всё интегрирует в свою систему, и в его воле к синтезу ему удается объединение даже казалось бы столь противоположных феноменов, как нововенская школа и французский импрессионизм».
ОТКЛОНЕНИЕ (Derive; 1984) — пьеса для секстета в составе: флейта, кларнет, скрипка, виолончель, вибрафон и фортепиано. Основной характер сочинения задается причудливыми «клубящимися», дрожащими, вибрирующими звучаниями, красочно перепивающимися многоцветными узорами пассажей.
Материалы подготовил
доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ
ЧАРЛЗ АЙВС (1874—1954) — американской композитор, Один из первооткрывателей Новой музыки ХХ века, смелый экспериментатор, предвосхитивший многие особенности современного музыкального языка. Чтобы оставаться в творчестве нонконформистом, работал в страховом обществе «Ives & Myrick». Музыке Айвса получила признание, в основном, посмертно. Из новаторских черт его музыки — совмещение резных «музык», полистилистика и коллаж, микрохроматика («3 четвертитоновых пьесы» для 2 фортепиано, 1923—24), натуралистическая изобразительность и др. Вместе с тем ядро ®го музыки — американские народные и популярные мелодии, религиозные гимны, патриотические марши.
«ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА» (1908) — одно из наиболее известных сочинений композитора. Музыкальная идея пьесы состоит в контрасте тихого пения струнных в совершенно спокойном, бесстрастном томе и резко перечащего ему диалога духовых. Очевидный философский подтекст пьесы смешивается с причудливо-юмористической его окраской.
ФРАНКО ДОНАТОНИ (род. 1927) — итальянский композитор и педагог. Учился первоначально в Болонье, далее — композиции в Академии Санта Чечилия в Риме у И. Пиццетт. Первые сочинения относятся к началу 50-х годов. С 1953 преподавал гармонию и контрапункт в Болонской консерватории, под влиянием Б. Мадерны изучал додекафонию, в 1954 участвовал в Дармштадтских курсах новой музыки. С 1955 года работал в Миланской консерватории, в 1967 возглавил кафедру сочинения в Туринской консерватории, с 1970 —профессор композиции в Музыкальной академии Киджана в Сиене м Болонском университете. С начала 60-х годов повернул в сторону авангарда, новейших техник сочинения.
Сочинения Франко Донатони преимущественно инструментальны: «Движение» для клавесине, фортепиано и 9 духовых (1959), For Grilly — импровизация для 7 (1960), 3-й квартет для 4х дорожечной магнитофонной ленты (1961), «Для оркестра» (1962), 4-й квартет, для смычковых («Зеркало», 1963), Secondo estratto для арфы, клавесина и фортепиано (1970), «Игры для двоих» для клавесина и органа (1973), «Портрет» для клавесина с оркестром (1977), «Ария» для голоса с оркестром (1978), «Ручей на лестнице» для виолончели м 19 инструментов (1980).
МАРК-АНДРЕ ДАЛЬБАВИ (род. в 1961) — французский Композитор. По композиции учился сначала в Парижской консерватории у Мишеля Филиппо. Затем работал под руководством Дж. Кэйджа и М. Канингэма в Лондоне. В 1983—85, проходил курс композиции у Т. Мюрая, близко познакомился с компьютерной техникой. В те же годы создал «Прозрачные зеркала» для большого оркестра, где гармонический материал несет на себе отпечаток синтетических звучаний компьютера, Дальбави — лауреат международных премий по композиции.
Пьеса «ДИАДЕМЫ» была заказана для одного из ансамблей и реализована в ИРКАМе в 1985—86 гг. Исходным замыслом был концерт для альта с оркестром. Но к классической оппозиции этих двух антагонистов добавился третий — ансамбль электронных инструментов. В результате получилась трехсторонняя конфронтация: ансамбль традиционных инструментов (6 деревянных духовых, 4 медных, 4 струнных, ударные); электронный ансамбль и альт соло. Тройственность присуща и музыкальной форме. В ней три части: I — с преобладанием традиционных инструментов, II — электроники, III происходит завершающее слияние тембров.
ДЬЕРДЬ КУРТАГ (род. в 1926) — венгерский композитор, в 1946—55 учился композиции в будапештской Академии музыки у Ш. Вереша и Ф. Фаркаша, в 1957—58 стажировался в Париже у Мессиана и Мийо. Профессор Академии музыки в Будапеште. В стиле Куртага тонкая выработанность структуры, ее плотность (подчас напоминающие Веберна) сочетаются с большой силой экспрессии колористическими эффектами. Среди произведений. Куртага –струнный квартет соч. 1 (1959), 8 фортепианных пьес соч.3 (1960), концерт для сопрано и фортепиано «Изречения Петера Борнемиса» соч. 7 (1968), Omaggio a Luigi Nono соч. 16 для хора a cappella (на русский текст, 1979), вокальный цикл «Сцены из романа» (на русский текст Риммы Далош, соч. 19, 1982).
«ПОСЛАНИЯ ПОКОЙНОЙ Р. В. ТРУСОВОЙ» (в переводе на французский язык — Mwssage de feu Demoiselle R.V.Troussova, 21 стихотворение Риммы Далош, соч. 17 (1978) — вокальный цикл, в оригинале написанный на русском языке. Произведение было заказано Ансамблем «ИнтерКонтампорен» и им же впервые исполнено в 1981 году. Текст образует три цикла — I. Одиночество (2 стихотворения), II. Немного эротическое (4 стихотворения), III. Горький опыт — сладость и горе (15 стихотворений). Циклам предпосланы стихотворные эпиграфы из Ахматовой и Блока, а в конце помещена строфа-эпилог, также из Блока.
Некоторые фрагменты текста:
I-1 В пространстве
Площадью 6×4 метра,
С давлением 6000 атмосфер одиночества,
С температурой 400000 градусов
По неосуществленным желаниям
Мерзнет человек.
из Прильни ко мне
II-1 длиной своих ног,
грудью, впадиной живота,
II-3 (вокализ без сопровождения)
Почему
мне не визжать свиньёй,
когда кругом все хрюкают?
III-9 Я без тебя
как та женщина в бане
с отрезанной грудью.
Материалы подготовил
доктор искусствоведения Ю. Н. ХОЛОПОВ