Композитор Николай Хруст родился в Москве в 1982 году. Учился в Гнесинском училище и закончил его в 2000-м году.
В 2007 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 2010, – её аспирантуру, как композитор (класс профессора Владимира Тарнопольского).
На вопросы нашего корреспондента Натальи Бонди, почему Николай решил стать композитором, и в каких жанрах предпочитает работать, он ответил:
«Сочинять я начал в семь лет. Всерьёз осознал себя как композитор примерно в шестнадцать во время обучения в Гнесинском училище. Понимание пришло постепенно, как некая необходимость, неизбежность, не было вопроса «почему».
В каких жанрах предпочитаю работать? На мой взгляд, в современной музыке нет фиксированных жанров, таких, как симфония, соната и так далее, или, вернее, они возникают лишь эпизодически. Можно, скорее, говорить о составах и сценических ситуациях (сумму этих двух составляющих можно охарактеризовать словом «жанр»). Я пишу инструментальную, вокальную, электронную музыку, в основном, в жанре live-electronics, часто сочетая эти средства в одном сочинении. Наибольшая часть моих сочинений — музыка для ансамблей солистов. В ансамбле, на мой взгляд, наилучшим образом проявляется индивидуальность музыкантов (больше, чем в оркестре) и, в то же время, присутствует богатая инструментальная палитра, взаимодействие исполнителей между собой.
Кроме «чистой музыки» у меня есть синтетические спектакли, где музыка играет ведущую роль (среди них — «Сотворение мира», поставленное в Центре Мейерхольда), интерактивные звуковые инсталляции, саунддизайн для выставочных пространств, танцевальных представлений, театрализованных чтений (например, один из последних проектов — саунддизайн для совместного проекта Гугл и Мосфильма «Мастер и Маргарита. Я там был».
Николай Хруст посещал мастер-классы многих известных композиторов и исполнителей, таких как Беат Фуррер, был слушателем летних курсов Новой музыки в Дармштадте (дважды: в 2004 и 2010) и курсов Impuls в Граце (Австрия, 2009). Он лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов, в том числе III и IV Международного конкурса молодых композиторов им. П. И. Юргенсона, а также конкурса радио «Орфей».
Член Союза московских композиторов, участник творческой группы «Пластика Звука». В настоящее время, — преподаватель кафедры современной музыки. С 2007 по 2014 год работал сотрудником центра электроакустической музыки консерватории.
В последнее время Николай Хруст выступает как исполнитель электронной музыки и саунддизайнер в России и за рубежом. С его участием в качестве саунддизайнера было осуществлено несколько мировых и российских премьер, создано несколько выставок, инсталляций.
В 2007 году он был одним из композиторов, участвовавших в коллективном музыкально-театральном проекте «Boxing Pushkin» (режиссёр Андреа Болл). Спектакли были поставлены в пяти городах, среди которых Амстердам (Muziekgebouw) и Гаага (Korzo theater).
В 2010 году Николая Хруста приглашали в качестве резидента электронных студий CIRM (Ницца) и GRAME (Лион). Студии заказали ему пьесу Fluting point для флейты, ударных и лайв-электроники. Композитор принял участие в нескольких мультимедийных проектах, один из которых, – интерактивная музыкальная программа к инсталляции Дмитрия Каварги «Вхождение в тему» (галерея pop/off/art, Москва, 2009 — ISCM World New Music Days, Загреб, 2011).
В 2013—2014 годах в рамках лаборатории Black Box в Центре им. Вс. Мейерхольда была создана и поставлена звуковая мистерия «Сотворение мира» (авторы: Н. Анастасьева, Н. Хруст, А. Колейчук). В сезоне было сыграно 8 спектаклей.
Последние несколько лет композитор выступает как свободный импровизатор на live electronics. Он один из создателей импровизационной группы «Осьминог».
Произведения Н. Хруста исполнялись ансамблями: Студия новой музыки, Ensemble Aleph, de ereprijs, eNsemble, Reconsil Wien, Xenia, Ums-N-Jip, Московским ансамблем современной музыки, Nostri Temporis, музыкантами Ensemble Orchestral Contemporain (Фабрис Юнгер, Йи-Пин Ян), MusikFabrik (Хелен Бледсо), Микеле Марелли, симфоническими оркестрами Русская филармония, оркестром радио «Орфей», хором Смольного собора и были представлены на фестивалях:
• «Klang und Raum» (Дрезден, 2005),
• «Московская Осень» (2005, 2006, 2008, 2010, 2011),
• «Встреча молодых композиторов» (Апельдоорн, Нидерланды, 2006),
• «Московский Форум» (2007, 2008, 2010, 2011, 2013),
• «Пифийские игры»,
• «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург, 2008),
• Музыкальный фестиваль Шлезвиг-Гольштейна (Киль, Германия, 2008),
• «Другое пространство» (Москва, 2009, 2010),
• «Young Euro Classic» (Берлин, Konzerthaus, 2009),
• Биеннале «Musique en scene» (Лион, 2010),
• Дармштадские курсы новой музыки (2010),
• «Tax free» (Санкт-Петербург, 2010),
• MANCA (Ницца, 2010),
• ISCM World New Music Days — Музыкальная биеннале в Загребе (2011),
• Венецианская биеннале (2011),
• EstOvest (Турин, Италия, 2011),
• «Платформа» — «Транскрипции» (Москва, «Винзавод», 2012),
• «Мир звука. Микротоновые инновации» (Санкт-Петербург, 2012),
• Фестиваль современной академической музыки «Re:Musik» (Санкт-Петербург, 2013),
• «Гольфстрим III» (Киев, 2013)
• NET («Новый европейский театр»; Москва, 2014) и пр.
На кафедре современной музыки Н. Хрустом разработаны новые учебные программы:
«Мультимедийные формы искусства» (бакалавриат), «Нотный набор», «Набор и вёрстка сложных партитур» (факультатив), совместно с Ф. М. Софроновым — «Репертуар XX века для струнных инструментов», совместно с А. С. Наджаровым — «Инструментарий электроакустической музыки», совместно с коллективом авторов — «Репертуар XX века для духовых инструментов». Большинство этих курсов успешно внедрены в учебную практику и ведутся педагогами кафедры.
Николай Хруст — обладатель одной из самых больших в Москве частных коллекций музыкальных инструментов (около 200), собранной совместно с К. Мулиным, на многих из которых композитор умеет играть. Работа с музыкальными инструментами становится источником опыта, который используется как в создании новых сочинений, так и в качестве материала для будущей диссертации.
Одно из увлечений Николая, оказавшее влияние и на его профессиональную деятельность – шрифтовое дело. В настоящее время Николай Хруст работает над шрифтовым проектом Kh в области современной нотации: это большой комплект шрифтов с музыкальными знаками, призванный не только ввести в оборот новые символы нотации, но и создать приемлемую шрифтовую эстетику для всех знаков.
Ссылки на музыку:
OF для микрохроматического электрооргана и баяна (5:30)
https://soundcloud.com/nikolay-khrust/nikolay-khrust-of-2014-for-button-accordion-microtonal-electronic-organ
Микросонет (на сонет Петрарки) для сопрано, ансамбля и электроники (10:40)
https://soundcloud.com/nikolay-khrust/microsonetto-lilia-gaysina-mcme-philipp-chizhevsky-cond-nikolay-khrust-electronics
Распадающаяся улица для баритона и большого ансамбля (3:30)
https://soundcloud.com/nikolay-khrust/nikolay-khrust-sprawling-street-for-baritone-and-large-ensemble-snmm-version-191106
Евгеника I. Итальянский концерт для ансамбля и лайв-электроники (9:20) —
https://soundcloud.com/nikolay-khrust/nikolay-khrust-eugenica-i-italian-concerto-snmm-iema-igor-dronov-cond-from-young-euro-classic-15082009-cd-i
Fluting point для флейты, ударных и лайв-электроники (фрагмент, общее время 20:00)
https://soundcloud.com/nikolay-khrust/nikolay-khrust-fluting-point-2010-for-flute-percussion-fabrice-junger-yi-ping-yang-from-francophonie-cd