От редакции:
10 лет назад на нашем радио был открыт новый музыкальный канал «Современная музыка», на котором стали звучать сочинения русских композиторов, работающих в этом жанре.
Тогда, в предваряющем это событие интервью, композитор Ю.Каспаров рассказал в частности об Ассоциации современной музыки и нелегких путях ее развития в нашей стране. В предлагаемом Вашему вниманию новом цикле о современной музыке, – «Ю.Каспаров и его ученики», мы расскажем о современных молодых композиторах, выбравших этот творческий путь.
« Я воспринимаю музыку как процесс.
Тот ее тип, который мне близок,
имеет драматургию, логику развития материала,
что в конечном счете создает выстроенную форму целого». (Юрий Каспаров)
Композитор Юрий Сергеевич Каспаров родился 8 июня 1955 года в Москве.
Окончил Московский энергетический институт в 1978 году и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (по классу композиции у Михаила Чулаки) в 1984.
В 1991 окончил аспирантуру при Московской консерватории по специальности «композиция» (класс Эдисона Денисова).
С 1984 по 1989 годы работал главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов. В этот период параллельно с созданием симфонических и камерных произведений активно работал как кинокомпозитор.
В 1990 организовал Московский Ансамбль современной музыки и стал его художественным руководителем.
С 2005 года Председатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM, которая является полномочным представителем России в этом обществе.
С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского, преподаёт композицию и инструментовку.
В 2007 году был удостоен правительственной награды
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
В 2008 году был удостоен правительственной награды Франции
Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции.
В 2015 году был удостоен правительственной награды Казахстана
«Мәдениет саласының үздігі» (нагрудный знак «Совершенство в культуре»).
В начале композиторской карьеры произведения Юрия Каспарова часто исполнялись на таких престижных мировых фестивалях современной музыки, как Pontino (Италия), FrankfurtFest (Германия), Festival Radio-France Présences (Франция), Tokyo Summer Festival (Япония), Ensems (Испания), Warsaw Autumn Festival (Польша) и многих других.
Исполнители и организаторы концертных акций регулярно делают композитору заказы на новые сочинения. Среди таких исполнителей и организаций – Ансамбль Модерн (Германия), Радио-Франс совместно с Институтом Музыкальных Исследований, Международные фестивали Дни Новой Музыки в Цюрихе (Швейцария) и Фелдкирх фестиваль (Австрия), Гранд-Театр г. Тур (Франция), Симфонический Оркестр г. Ставангер (Норвегия), Симфонический Оркестр г. Тур (Франция), Ensemble Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE–Ансамбль (США), Ансамбль Археус (Румыния), Французский Оркестр Флейт и другие.
Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).
Среди солистов, участвовавших в мировых премьерах новых сочинений композитора, такие как флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).
В числе оркестров и камерных ансамблей, исполнявших произведения Юрия Каспарова, – Оркестр БиБиСи Уэлс (Англия), Филармонический Оркестра г. Ницца (Франция), Национальный Оркестр Румынского Радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), Шёнберг-Ансамбль (Нидерланды), Ансамбль 2e2m (Франция), а также многие ведущие Московские симфонические оркестры и камерные ансамбли.
Произведения Юрия Каспарова записаны многими известными звукозаписывающими компаниями. Авторские компакт-диски были изданы такими фирмами, как Олимпия (Англия), Армония Мунди (Франция), Виста Вера (Россия) и другими.
В настоящий момент каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).
Музыка Юрия Каспарова исполняется во многих странах. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России.
Юрий Каспаров регулярно читает лекции и даёт мастер-классы в различных высших учебных заведениях, как в России, так и за её пределами. Среди них Миланская консерватория им. Джузеппе Верди, Академия Музыки им. Яначека в Брно, Пхеньянская консерватория им. Ким Вон Гюна, Красноярская Академия Музыки и Театра.
Многие из учеников Ю. С. Каспарова — лауреаты престижных международных композиторских конкурсов.
“Ангел катастроф” – Аудио с канала Юрия Каспарова на youtube
Юрий Каспаров о кантате «Ангел катастроф»:
«В сентябре выйдет в свет мой 6-ой авторский компакт-диск, и это исключительно важное событие для меня! Главным образом, потому что в основе диска – кантата «Ангел катастроф» на стихи гениального и незаслуженно забытого поэта Серебряного века Вадима Шершеневича.
Лидер российских имажинистов, мастер ярких поэтических образов, он связывал захват власти большевиками в России с возрастанием людского противостояния, неминуемо ведущего к братоубийственной гражданской войне, которая на долгие годы стала для страны трагическим надломом. В образном строе поэмы раскрывается картина роста насилия в обществе, только что вышедшем из гражданской войны: разрушение православных храмов («Сломлен каменный тополь колокольни святой»; трагедия крестьянства («Выщипывает рука голодухи / С подбородка Поволжья село за селом»; отбор собственности даже у мелких предпринимателей, как пример – у парикмахеров («Все мы стали волосатей и проще»); общественная смута («А теперь только ярмарка стона»). Но главное – запугивание населения расправой за инакомыслие – отражено в поэме серией «расстрельных метафор» («Пчелка свинцовая жалит / Чаще сегодня, чем встарь»; «Как занозы к нам в уши “пли”»; «Красная роза всё чаще / Цветет у виска россиян»; «И осень стреляет в заборы / Красною дробью рябин»). Особенно опасным для страны виделось перерастание гражданской войны в тотальную войну против собственного народа. Апогеем государственного насилия поэт назвал трагическую смерть поэта Николая Гумилева (« Как свечка в постав пред иконой, / К стенке поставлен поэт»).
Весть о расстреле Гумилёва появилась в газетах в самом начале сентября 1921 года, и написанная через три недели поэма «Ангел катастроф», где использован для дополнительной убедительности гумилевский образ «пчелы-пули», со всей очевидностью воспринималась как первый стихотворный отклик-протест. Происходящим в России потрясениям Шершеневич приписывал роковой смысл, предвидя, что за реализацию идеи стать «локомотивом всех народов, племен и стран» придётся заплатить жестокую цену.
И в том, что локомотив движется «теперь под уклон», виноват не машинист – виновато «великое наше холопство» и «души мелкорослой галдеж». Поэтому-то в финале поэмы «черный ангел катастроф» звоном бубенцов предвещает новые грозные испытания всем, «заблудившимся в истинах».»