Search for:
 

НЕ ТОТ ЛИ ЭТО ЗНАМЕНИТЫЙ КИРИЛЛ МИЛЛЕР, О ВСТРЕЧЕ С КОТОРЫМ МЫ ТАК ДАВНО МЕЧТАЛИ?! Часть 2. О Володе Весёлкине .:. Арт-Клиника .:. Роман Трахтенберг .:. Мой двадцатый век

I

Володя Весёлкин появился в «АукцЫоне» из ниоткуда. Ни я, ни Лёня Фёдоров не помним, кто его впервые притащил на репетицию. Он произвел впечатление человека энергичного и талантливого. В «АукцЫоне» Весёлкин танцевал на сцене, но я увидел, что парень способен на большее и предложил ему записать собственные песни. Первый и единственный альбом Володи «Невозможная любовь» с заявленной гейской легендой продюссировал я. Тексты у него были яркими, и музыка – тоже.miller-5

Потом я увидел, как он рисует. Это поразило меня ещё больше. По технике и стилю Володя напоминал самого Леона Бакста. Кто бы мог подумать, что дитя опустившихся уличных алкоголиков на такое способен. В то время Володя не брал спиртного в рот. Он дико боялся повторить судьбу родителей и говорил, что до сих пор во сне видит ужасные картинки своего детства. Гулянки дома и себя, голодного и никому не нужного, в куче рваного тряпья.

Но «родословная» взяла своё. Володю понесло со всеми вытекающими последствиями. Пошел ко дну Весёлкин стремительно. Я уже меньше общался с ним. Хотя, продолжал любить его за талант. Мы ведь не только записали альбом, но и сняли серию клипов. Работать вместе было безумно интересно. Любопытен ещё один факт: памятуя его «нетрадиционность» в сексе, я повез Володю к геям в Берлин на большой фестиваль «Christopher Day». Он знакомился с парнями, танцевал, поздравлял их. Но, ко мне подошел один из организаторов и спросил: «Кирилл, а ты уверен, что он наш? На гея твой друг совсем не похож…». Так что, геи Весёлкина не приняли – оказалось, что его «нетрадиционность» не более, чем выдумка. Возможно, у Володи и была пара контактов с мужчинами – но не более того.

Зачем он всё придумал? Я долго над этим размышлял. Не углубляясь в психологию, скажу о своих выводах: «гейство», запои и прочие выходки Володи – чистой воды садомазохизм. Ему хотелось быть изгоем. Та же тема есть и у Достоевского. Федор Михайлович любил рассказывать о себе гадкие истории, вплоть до того, как он изнасиловал ребенка. «Какое позорище, — говорили в ответ все окружающие, — ты настоящее говно!». А писателю это нравилось. Так, он обращал на себя внимание.

… Сейчас он живет один, брошенный, никому не нужный и злой. Насколько я слышал, по-прежнему пьёт. У Володи был шанс устроить жизнь. Время от времени на его горизонте возникали дамы, готовые его поддержать. Но. со всеми ними Весёлкин быстро ссорился и поливал за глаза такой грязью, что дамы быстро ретировались.

После окончания проектов с Володей, я понял – нужно где-то кормиться. Искусство это хорошо, но денег оно не приносит. Я стал заниматься декорациями, но параллельно меня тянуло во все стороны – и рисовать, и музыку делать. Как сказал однажды мой друг (ныне покойный), Роман Трахтенберг: «Если б ты занимался чем-то одним, давно бы был звездой мирового уровня». Но я не жалею о своей эклектичности. Ведь именно благодаря этому, у меня получилось создать главный проект жизни – «Арт-клинику».

II

subotnyk
Субботник на строительстве

«Арт-клиника» появилась в Питере не сразу. Ей предшествовала галерея имени Сальвадора Дали. Я открыл ее в 1989 году на Пушкинской, 10. В качестве рекламы в обшарпанном страшном дворе я повесил яркую неоновую вывеску. Выглядело это необычно и привлекало народ. Люди ходили смотреть на мои работы и картины «коллег». Меня радовала такая популяризация искусства.
А потом мне отдали никому не нужный старый флигель – фактически руины. Художники не хотели его ремонтировать. Там не было окон, дверей, полы давно прогнили. На восстановление требовалось немалое время и средства. Но, я взялся за дело и, как выяснилось, не зря.

Переоборудовать помещение мне помогли друзья и «сочувствующие», я устраивал субботники и вбивал туда свои деньги. На реконструкцию ушло около трёх лет. В итоге в 1993 году клуб «Арт-клиника» заработал.

decorirovanye
Декорирование фасада

Я воплотил там свою идею смешения жанров. У нас была и музыка, и живопись, и театр. В центре богемной жизни Питера бурлила своеобразная лаборатория, где рождались новые проекты. Именно с «Арт-клиники» начались группы «НОМ» и «Два самолёта», они выступали в моем клубе регулярно. Именно мы открыли как ведущего и шоумена Романа Трахтенберга, который пришел в клуб фактически с улицы (он пел на Невском проспекте). У нас действовало рок-кабаре, это было ново и необычно. Досиживать публика ходила в «Фиш-фабрик», но только когда моё заведение закрывалось.

У нас была ещё театральная шоу-программа, а потом начинался рок-концерт. В нашем клубе переиграли все музыканты Питера – это было престижно. Пожалуй, не «засветился» в «Арт-клинике» только Юрий Шевчук. У меня же начинали «Коллибри», тогда ещё совсем девчонки. И при «Арт-клинике» состоялась неординарная Лера Гехнер. Правда, было это в «филиале» клуба. Напротив Маяковской, где я тогда жил, в доме Хармса, мы пытались сделать небольшой концертный зал из подвала. Но наши шоу быстро разогнал жилец с верхнего этажа, у которого прямо над подвалом спали дети.

«Коллибри» были очень колоритными. Петь они практически не умели, зато выглядели сногсшибательно, и энергетика от них пёрла сумасшедшая. Девчонки очень хотели работать, и поэтому публика их любила и прощала огрехи. Вся авангардная тусовка города тоже крутилась вокруг нашего клуба. По воскресеньям у меня были акции и перформансы, на которые ходило полтора человека, но мне все равно это нравилось. Хотя, на них, конечно, невозможно было заработать.

daliosn
Памятник Сальвадору Дали — это генеральный аккорд во всей композиции АРТ КЛИНИКИ. Памятник,созданный Профессором Миллером, представляет из себя великого художника в «Золотом руне», как птица Феникс присевшего на металлическую кровать, распростершего объятия и освещающего двор световым прибором, смонтированным у него между ног.

Меня вообще мало волновал вопрос денег в ракурсе «Арт-клиники». Зато, как выяснилось, об этом заботился наш партнёр (пусть будет — N., не хочу называть и пиарить этого человека). Он делал вид, что богат, что хочет продвигать искусство. На самом деле – прохиндей был редкостный. N. постоянно с нами тусовался, и вскоре мы ему доверили кассу клуба. Он говорил, что заведение ничего не зарабатывает и отдавал нам какие-то гроши. Зато, устраивал праздники — шашлыки, катание на лодках, поездки за город. Поэтому, у костяка «Арт-клиники» всегда было приподнятое настроение. В итоге выяснилось, что выручка была всё же неплохой, и прогуливали мы честно заработанные собственные деньги. N. был с позором выдворен. Мы пригласили профессионального бухгалтера, и финансовый вопрос наладился.

Но, я ни на минуту не пожалел о потраченных средствах. Это были золотые времена. Через «Арт-клинику» прошел даже Сергей Шнуров – был такой проект «Ухо Ван Гога». Ребята пели смешные песенки с театрализацией: три парня одевались в разноцветные трико и вытворяли на сцене черти что. Первый раз перед выступлением они засосали за кулисами по стакану водки. Так как я вообще не сторонник этого дела, то возмутился. «Это помогает нам быть на кураже», — парировал Шнур. «А концерт-то вы выдержите?» — сомневался я. В итоге они выскочили на сцену и четыре песни отпрыгали на одном дыхании. Публика стояла на ушах. А потом выступавшие «сдулись» — сказался алкоголь. Не рассчитали они дозу.

artclinfaswint
Внешне Арт-клиника представляет собой отдельно стоящий флигель, расписанный профессором Миллером. За основу росписи были взяты круглые арки, придающие классичность. На фасаде размещен большой портрет Сальвадора Дали. Мотивы из творчества Дали небольшими фрагментами присутствуют в росписи фасада.

Ко мне приходил и Саша Васильев – лидер группы «Сплин». Узнал я о нём от сотрудников дружественного магазина «Кастл-рок», устроенного когда-то на месте разбитого гаража. «Вот Саша, — рассказал мне о новом исполнителе директор магазина. – Поет непонятно что, но нравится девочкам, все они требуют его кассеты». Оказалось, группа, действительно, хорошая. С Васильевым мы долго разговаривали. «А чего вы хотите-то?» — в финале спросил я Сашу. «Стадионы собирать», — не моргнув глазом, ответил он. Я присвистнул: «Ну, стадионы – это не ко мне, но если хотите выступить в «Арт-клинике», велком!». Через год ребята были на всех стадионах. Мечта Васильева сбылась.

III

Роман Трахтенберг был человеком образованным. До того, как попасть ко мне в «Арт-клинику» он работал директором в «Формальном театре» Андрея Могучего. Но, административная должность его мало устраивала. И параллельно он решил воплощать свою мечту – пел советские песни, смешно переделывая их в стиле а-ля кабаре и добавляя к вечным хитам скабрезные строчки. А ,поскольку, как артиста Трахтенберга никто не знал, дебютировал Рома в… подземном переходе на Невском проспекте. Где я, собственно, его и встретил.

miller-traxtenberg-10
Кирилл Миллер и Роман Трахтенберг

Рома оказался находкой для «Арт-клиники». Он продолжил петь в том же жанре, и постепенно на его шоу стали ходить постоянные поклонники. Программа называлась «Нервный тик». Аккомпанировали Трахтенбергу аккордеонист и гитарист. Выступал он у нас два года. Мы довольно мирно уживались, но была одна небольшая проблема: Рома постоянно хотел больше денег. Его дежурной фразой было: «Нельзя ли доплатить?». Поначалу я раздражался и посылал его в ж…у. Мои всплески эмоций артист воспринимал философски, и на какое-то время умолкал. Потом история с просьбой повышения гонорара повторялась. В итоге я понял: это такая тактика. Он просил на всякий случай, с надеждой, «а вдруг?».

51626075_1259158911_haligali1_2009112517101451
Роман Трахтенберг в Хали-Гали шоу

Однажды Рому пригласили в клуб «Хали-Гали» вести мероприятие для металлистов. Шоу он провел, но при этом выражался так, что у бывалых хулиганов и рокеров отвисли челюсти. Ругался Трахтенберг виртуозно – мог залепить трех- и четырехэтажным матом. Хотя в жизни был интеллигентным парнем с высшим образованием. А мат, секс и все остальное являлось его вторым (но не первым) «Я». Директору клуба Рома тогда понравился, и он ушел от меня в «Хали-Гали». Но отношения у нас не испортились. Я посмеивался, когда из клуба до меня долетали слухи, что Рома и там постоянно спрашивал: «Нельзя ли доплатить»?

А ,вообще, он, действительно, был умным. И очень предприимчивым. Я поначалу не понимал, как в стране, нетерпимой к евреям, можно пиариться за счет своей фамилии. Но приставка «трах» делала фамилию звучной и запоминающейся. И Рома всячески старался подчеркнуть свой имидж секс-символа. Тем более – он не просто болтал об этом, но и доказывал раскованность на деле.

Дело было в той же «Арт-клинике». Я провел там пикантное мероприятие – фактически первую порно-вечеринку в Питере. Это было одновременно пати и съемки. Конечно, вел шоу Рома. В один прекрасный момент он схватил за попу девушку из нанятых стриптизерш. Та ответила ему жгучим поцелуем. А потом сказала: «Здесь очень много народа, давай уединимся…». Но, надо знать Трахтенберга! Поняв, что девушка не против, Рома завалил её при всех. В полном зале он уложил её на пол и под всеобщие аплодисменты «обработал». Это сняли и запись до сих пор где-то гуляет. С тех пор к Роме крепко прилепилось звание секс-символа.

IV

2ih-qbow7bw
Кирилл Миллер

Ближе к 2000-му году «Арт-клиника» умерла. С этого момента начался новый этап моей творческой жизни. Я получил премию «Люди нашего города» как самый популярный в Петербурге художник. И решил: на новый, XXI век не претендовать. Смело назвав себя «главным авангардистом
уходящего XX столетия», стал делать только те проекты, которые безоговорочно интересны мне. Сейчас я занимаюсь чистым творчеством, стараясь как можно меньше взаимодействовать с системой и людьми бизнеса. Честно сказать, в «новом веке» я ничего не понимаю. Кто популярен, кто кого куда ведёт, у кого какая концепция… Наверное, это уже не моё время.

Мне интересно сейчас дорабатывать линию фрик-арта – изменять свой внешний вид. В этом жанре достойно выразился только ныне покойный Владислав Мамышев-Монро. У меня был проект «Шарманщик» — как проявление фрик-арта. Я снимаю независимое кино с собственным участием. Я овладел не только камерой, научился и монтировать. Я сотрудничаю с Еленой Альфа-Центавра на предмет боди-арта. Она – великолепная художница и понимает меня с полуслова.

Как человек, прозвучавший в XX веке, я считаю, что главная моя задача – прожить, сколько Бог даст в XXI веке, и не обосраться. Наверное, звучит это грубовато, но это правда.

Для SpecialRadio.ru

Материал подготовлен Натальей Черных

Июнь 2016

<<<ЧАСТЬ 1

———————

Ссылки по теме

Сайт, посвященный Арт Клинике 

1 комментарий

  • sarge_su (#)
    Октябрь 8th, 2016

    А почему же нет ни слова о других альбомах ОВД? Вот есть один альбом на стихи Гиппиус и Сологуба. Это что?

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.