rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Я ВЕЗДЕ ВИЖУ МУЗЫКУ


Анна Чекасина

В детстве мне с трудом удавалось учить стихи, и я придумывала мелодии к ним, чтобы легче запомнить слова. Так у меня получилась серия песенок, которые, возможно, я когда-нибудь издам для детей. Когда мне было лет пять, я уже играла на скрипке, что-то по-детски скрипела, но отец взял меня в проект, как элемент шоу. Это было в Литве, и в определенный момент во время большого перформанса я вышла сыграть свою песенку. Со сцены меня уводили папины музыканты, потому что от восхищения процессом я забыла уйти сама.

На скрипке мне захотелось играть где-то в три-четыре года и начала я учиться в семилетке имени Гнесиных, где уже училась моя кузина Ася, с которой я во всем брала пример. Потом я поступила в гнесинскую десятилетку, потом училась в Мерзляковском училище при Московской консерватории и в Классической академии им Маймонида.

Занимаясь скрипкой всю жизнь, я перепробовала множество вариантов звучания, работала с разными эффектами, играла на электроскрипке, а сейчас мне снова стал интересен акустический инструмент, потому что и без применения примочек у этого инструмента невообразимое богатство возможностей. Скрипка, вопреки мнению многих, жанрово универсальна. Помимо академической музыки, она одинаково прекрасно звучит в джазе, в роке, в этнике или авангарде. Это средство для выражения и высказывания, главное, чтобы было о чем…

У меня был проект – мы вдвоем с танцором-эвритмистом больше месяца ездили по Великобритании – он танцевал, а я играла. Позднее я пришла к контактной импровизации, к музыкально-движенческим перформансам, где я одновременно сочетала игру на скрипке, движение и пение.

Владимир Чекасин и Анна Чекасина

С самого юного возраста я была преданным зрителем выступлений моего отца. Помню, после окончания концертов, когда уже публика начинала расходиться, я бежала через сцену, карабкаясь по ступенькам, к отцу в гримерку. Он – музыкант, полностью погруженный в творчество и не придающий значения почестям и славе. Всегда были фотографы, о нем выходили статьи, а радио и телевизор передавали его выступления, но у нас в семье этому не придавалось большого значения, и я приняла эту модель с самого детства.

Чекасин всегда такой: он в музыке и на сцене, и дома, и это для него абсолютно естественно. Если папа был дома, то это была постоянная игра на инструментах, он – на клавишах, на саксофонах, на кларнете, я – на скрипке и пела. Мы слушали пластинки и записи, в основном джазовые. Много у нас было классики: Моцарт, Бах, Бетховен.

Мама моя тоже училась музыке, одно время работала в ДК «Москворечье», где они и познакомились с папой. Она серьезно занималась моим образованием – находила хороших педагогов, не давала расслабиться, оберегала от пошлости в творчестве и до сих пор остается самым большим моим критиком. В школе я очень любила физику, химию, биологию и в какой-то момент думала, что стану врачом, но потом стала замечать, что многие врачи – музыканты, а музыканты – врачи. Выбор был непростой, но музыка взяла верх. К тому же, решила я, люди всегда могут поменять профессию – сколько таких примеров!

Училась музыке я, по большей части, в Москве, если не считать мастер-классов в Лондоне, Литве, Бельгии и Германии – обычная музыкальная жизнь. С самого детства на мое музыкальное воспитание влиял, конечно, отец. Его пластинки, Эллы Фитцджеральд и Дюка Эллингтона были заслушаны до дыр, любила и рок, и джаз, и академическую музыку, обожала Прокофьева. Образование получила как академический скрипач. С большим интересом всегда относилась к фольклору и различным этническим направлениям в музыке, с детства участвовала в народных коллективах.

Чуть позже, с девяти лет, я работала в театре Станиславского и Немировича-Данченко, и очень гордилась этим, ведь этот театр – один из крупнейших музыкальных театров страны. С нами занимались итальянским языком, потому что мы пели «Отелло». Мы много репетировали, работали с дирижером, и там я полюбила процесс подготовки к представлению, не менее интересный, чем конечный результат, когда ты уже стоишь в настоящих красивых костюмах на сцене и погружаешься в театрально-музыкальное таинство. Конечно, на ребенка все это влияет. Я даже подумывала поступать на актерский, но не решилась и осталась в музыке. Нравилось сочинять собственные композиции, записывать их дома.

Через арт-рок я пришла к синтетическим проектам, а традиционным джазом занялась существенно позже. Сейчас я одинаково открыта ко всем жанрам и направлениям в творчестве.

Огромное число пластинок, записей, самих музыкантов, безусловно, влияли на меня в разное время и формировали мой вкус, но особо выделить кого-то я, пожалуй, не смогу. Осталось такое подростковое впечатление: меня привели на репетицию, где мой любимый скрипач Вадим Репин играл испанскую симфонию Лало с оркестром, я сидела около литавр, и эффект был ошеломляющий – экстатический, джаз-роковый.

Академическое музыкальное образование дает хорошую базу знаний, расширяет кругозор. К тому же я росла в семье музыканта, осуществляющего яркие разноплановые проекты, связанные с разными жанрами: театром, кино и музыкальным перформансом. Я постоянно открывала для себя разную музыку: например, фольклором я начала заниматься, потому что в школе был факультатив, но это увлечение сопровождает меня до сих пор. Становится только интереснее и интереснее, и в моем новом альбоме “Голоса” много от русского фольклора, хотя я использую его лишь как один из возможных языков.

Трио ГТЧ

Трио Ганелин-Тарасов-Чекасин распалось в 1986м, в котором я как раз родилась, так что их концерты я могла слышать разве что в утробе мамы. Конечно, – слушала их записи, а также дуэты двух мастеров трио – Чекасина и Тарасова. У Ганелина была когда-то на мастер-классах по композиции в кино.

Выросла я на других проектах отца – на его замечательном квартете, на ежегодных, семи – десяти мероприятиях в сезон в рамках проекта «Чекасин и гости» в Центральном Доме Художника. Я была на каждом, и в каждом – участвовали прекрасные отечественные и зарубежные музыканты, создававшие во взаимодействии с Чекасиным замечательную музыку прямо на сцене.

Мне не интересны какие-то рамки, я их не люблю, и я с трудом их принимала и во время обучения. Я выполняла все предписания в академическом произведении, это было неизбежно в нашей очень традиционной школе и даже интересно, но всегда хотелось выйти за эти железные рамки. Это привело меня к собственным проектам, синтетическим в плане стилистики, а так же участию в таких интересных коллективах как «Кафтан Смеха», откуда пошло наше творческое сотрудничество с Анатолием Рясовым – автором романа, легшего в основу программы «Расслоение», изданной тройным альбомом в 2010 году при участии многих прекрасных музыкантов.

Образовав с Анатолием “арт-проект Шёпот”, мы почти уже десять лет сотрудничаем, и в создании своих произведений находим новые и интересные, надеюсь, подходы и решения. Как музыкант, я много работаю и гастролирую, а «Шёпот» остается зоной наших музыкально-литературных исследований.

Первым важным событием в рамках этого проекта стала постановка «Голодарь» по новеллам Франца Кафки, которая дебютировала в Доме Высоцкого на Таганке в 2008 году. Это необычное представление с мощным роковым, фольклорным и академическим музыкальным наполнением не сходила со сцены больше трех лет. В создании всех элементов этого спектакля мы отталкивались и от текстов Кафки, и от его биографии, и от особенностей его судьбы и времени. Жаль, что на видео остались только отрывки, но проект был прекрасный, и может быть он еще возродится, как знать!

А совсем недавно вышел в свет наш новый альбом «Голоса». Вся музыка в нем исполнена голосами, то есть в качестве музыкальных инструментов выступают тоже исключительно голоса. Нам было интересно работать с разными эффектами, особенно это слышно в композициях Анатолия – не только автора текстов, кандидата политических наук, но еще и талантливого звукорежиссёра. Записывали и сводили все композиции мы сами, находя время, свободное от моего гастрольного графика. В некоторых частях этого цикла мы пели по выписанным в процессе сочинения нотам, а где-то это была оперативная композиция и сквозное исполнение.

14114051_1808631552698688_891325050_o
Обложка альбома “Голоса” арт-проекта “Шепот”. Кликабельно

Нам были очень интересны взаимоотношения звука и тишины. Мы исследовали слово, его разнообразное звучание и безмолвие, различные сочетания вокальных приемов и возможности передачи эмоционального состояния сильно ограниченными средствами. Сами стихи Анатолия Рясова из книги «Сырое слово», которые использованы в нашем альбоме очень интересны и обладают глубокими философскими смыслами. Во время нашей работы какие-то тексты ушли, другие пришли, и, наконец, выстроился порядок этих композиций, ставшей музыкальной сюитой, исполненной «на разные голоса».


СЛУШАТЬ: Трек «Тюль-пан» из альбома «Голоса» исполнителя арт-проект “Шепот”. Трек 1 из 20.


Альбом состоит из двадцати треков – композиций длительностью от одной до восьми минут – всего около пятидесяти минут звучания. Это крупная форма – вокальный цикл с лейтмотивами и своей внутренней идеологией единого музыкального и смыслового потока. Чтобы понять, какое состояния мы хотели передать, альбом надо прослушать полностью, от начала до конца. «Топ-топ», «Скок-скок», «Кар-кар», – даже названия песен забавны.


СЛУШАТЬ: Трек «Скок-скок» из альбома «Голоса» исполнителя арт-проект “Шепот”. Трек 13 из 20.


Альбом вышел на лейбле Лени Федорова «Улитка рекордс», за что ему большое спасибо. Это очень логично, что мы издали диск именно там – его творчество созвучно нашему.

Дизайн, очень точно передающий идеологию диска, сделала Наталия Войнич, это довольно большой буклет с текстами и стихами автора и оригинальным оформлением. В цикле звучит хороший русский язык, а музыка помогает проникнуть в чудесный и неоднозначный мир игры слов. Интересно, что, когда мы свели первые треки и я выслала их послушать своим англоязычным друзьям, реакция была абсолютно невероятной! Когда я писала тот трек, мой ассоциативный ряд был такой: Иисус Христос, муки, неизбывность, страдания, печальные ангелы плачут. И вот мой друг-англичанин присылает мне впечатление: «У меня мурашки по коже. С одной стороны – красиво, но от разнообразия мыслей мне стало жутко, я вдруг себе представил восхождение на Голгофу, услышал, как Матерь Мария плачет…».

Другой, американский товарищ сказал про эту композицию, что это сочетание ангельского с низменным и гадким, противостояние между раем и адом… Значит и без знания русского языка, через музыку, при желании может быть понятна эмоция альбома! Значит наши эксперименты с голосовым аппаратом и разными типами музыкальной фактуры смогли передать суть нами задуманной идеи! Само название альбома апеллирует к многообразию смыслов: голоса очень разных людей и их сплетение, голос как смысл, как речь, как крик, и голос как логос, голоса шизофреников. Но можно не мудрствовать и воспринимать альбом как вполне себе нескучное музыкальное высказывание.

Из детских стихов я помню, в основном, Хармса, Введенского, Тютчева и Барто, да, еще опера – моя, детская, чтоб легко запомнить – «Мойдодыр», конечно! Меня всегда сопровождала коллаборация музыкантов и поэтов, все эти папины и не только перформансы с Приговым, Бесчастновым, с Рубинштейном меня весьма вдохновляли. Мне интересно работать с текстом, я читаю текст – это может быть проза, может быть поэзия, – и везде «вижу» музыку, но выделять для себя кого-то особо из современных авторов я пока не готова.

Ощущение формы у музыканта обязательно должно быть! Даже у самой фри-джазовой музыки есть форма, организующая течение времени, звука, пространства. Мой отец не принимает слова «импровизация», и с моей точки зрения оно стало в какой-то момент вульгарным и просто ругательным. С его термином «оперативная композиция» я полностью согласна. Когда музыкант не имеет понятия о музыкальной форме, звуковом пространстве, фразе и так далее, он может только изображать «free music», «болтать» без начала и конца. А «оперативная композиция» – это именно создавание произведения здесь и сейчас, и надо иметь представление о композиции, чтобы уметь оперативно, сиюминутно сочинять. В восемнадцатом веке писали ноты, чтобы музыканты услышали и сыграли пьесу, да и то, солисту оставляли место для самовыражения. А современная музыка интересна сочинением непосредственно на сцене, здесь и сейчас, и во взаимодействии с другими музыкантами, но законы формы никто не отменял.

У меня был невероятно интересный опыт сотрудничества с одиннадцатью музыкантами из разных стран (Швеции, Дании, Норвегии, Люксембурга, Финляндии, Литвы, Германии). Без репетиций, прямо на сцене создавалось новое, без всякого лидера и указки. Мозг кипит, уши горят, сердце бешено стучит, потому что ты, может, и хочешь повернуть течение музыкального потока, но должен слушать и понимать остальных музыкантов, предполагать и предчувствовать как это будет развиваться дальше. Мы ездили с этим проектом по разным городам Европы в туры по две-три недели: сегодня играем в центре современного искусства, завтра это амфитеатр в Стокгольме, а послезавтра – джазовый клуб с буфетом и спиртными напитками. И было интересно, что каждый раз рождалась абсолютно другая музыка, передавались новые и новые состояния. И надо владеть инструментом (а они могли играть и на нескольких), чувствовать партнера и хорошо знать разную музыку, чтобы играть такие импровизационные сеты, но это – самое удивительное и захватывающее в исполнительском искусстве!

Анна Чекасина

Какое-то время я училась в Голландии на режиссера современного музыкального театра в Роттердаме. Это я к тому, что когда делаешь свои проекты, то неясно, какой ярлык повесить – это и не театр, и не концерт, и не танцевальный перформанс, и не мюзикл, хотя есть театр, музыка и текст. А иногда, по той же причине, были сложности с пресс-релизами для участия в фестивалях. Так вот в Европе это называется «new music theatre», где можно все, что угодно и не обязательно с драматической составляющей – главное, чтобы было интересно, необычно и со смыслом. Вот так и мы в нашем арт-проекте «Шёпот» стали называть свои опыты: «новый музыкальный театр», без шаблонов и рамок.

В моей жизни сейчас много событий, я имею возможность делать то, что мне нравится – есть уже небольшой, но разнообразный опыт, творческие соратники и хорошие музыканты, с которыми интересно играть. Ученицей я, в основном, играла на скрипке, в оркестрах и сольные концерты, в Москве и разных городах Европы. Сейчас я скрипкой занимаюсь немного реже, стала больше петь, причем в разных стилях: традиционный джаз, фолк, авангард.

Однажды в Нью-Йорке я решилась сходить в джаз-клуб на джем. Там довольно много желающих поучаствовать и, безусловно, очень высокий уровень музыкантов, но на фоне этой конкуренции сотрудничество и острей, и ярче. Пробиться на сцену нелегко, хотя все организовано четко: ты пишешь на бумажке свое имя и инструмент (вокал, например), а хост (администратор) джема составляет из кандидатов бэнды и вызывает по списку на замену или дополнить состав участников. Меня тоже вызвали и я познакомилась с музыкантами, мы сдружились, ходили по другим клубам, выступали на небольших концертах.

Анна Чекасина

В один из вечеров я пела популярный стандарт «Body & Soul», и после выступления ко мне подошел человек, знавший автора этой композиции (Джонни Грина) и сказал: «Как бы он был рад, если бы слышал твое исполнение!». А на одном из джемов хостом был черный ударник, “девяноста семи лет”, который по-прежнему по-настоящему свинговал. Он в молодости играл в оркестре, с которым пела Элла Фитцджеральд. Я выдержала «пробы», и он предложил мне сольное выступление. Для меня это большая честь и яркое воспоминание. Я очень рада, что смогла оказаться внутри этой бомбы – нью-йоркской джазовой сцены, в лучших клубах «Smalls», «Smoke», «Zink» и др. Это было волшебное путешествие в мэйнстрим мирового уровня.

Я часто принимала предложения от разных рок и андеграунд коллективов: играла с «Ревущими Струнами», Владимиром Рацкевичем и «Zoomra», «Элефант», «Рада и Терновник». Но сейчас я больше предпочитаю музыку другого рода, и хотелось бы больше сотрудничать с театральными проектами – принимать участие и в игровом процессе, и в создании интересного сценического продукта. Опыт у меня уже есть: я сотрудничала с литовским театром Коршуноваса в спектакле «Uždaras vakaras» Дайнюса Гавянониса и Юрате Паулекайте, играла и участвовала в постановке спектакля «Бриколаж» Александра Марченко в театре «Человек», записывала музыку к фильмам.

группа the Decomposers

Что-то уже удалось сделать, но постараюсь больше. Задумано много, надо только не останавливаться и не расслабляться. Мне нравится создавать музыкальный эмоционально-смысловой поток, мне всегда интересны разные мелочи, из которых складывается весь этот “процесс”, стараюсь изучать внутренние и технические особенности “кухни” – все, что связано со звуком, освещением, с коммутацией на сцене. Есть замечательные музыканты, с которыми хотелось бы играть и записывать диски, есть интересные тексты и режиссеры, есть наш арт-проект «Шёпот» и есть много мест, где хотелось бы побывать. Я еще не воплотила мечту своей юности – сыграть испанскую симфонию для скрипки с оркестром Эдуарда Лало!

Надеюсь, что все желания сбудутся. Всё идет своим чередом.

Для SPECIALRADIO.RU

Москва, сентябрь 2016
Материал подготовил Евгений Зарубицкий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *