Мало кто из живущих в Австралии любителей музыки не знает имени Леонида Бергера. Его голос, высокий артистизм и душевная теплота покорили сердца не одного поколения слушателей. Леонид разносторонне одарен, как это часто бывает у талантливых людей: он не только певец, но и широко известный композитор, оригинальный аранжировщик, обладает незаурядными литературными способностями. Большой интерес, проявляемый в современной России к музыкантам, стоявшим у истоков становления российского рока не обошел стороной и маэстро.
Сейчас Леонид Бергер – неоднократный победитель международных конкурсов, автор музыки к многочисленным международным и австралийским теле- и радио- программам (CNN, BBC etc.), четырехкратный обладатель самой престижной музыкальной премии пятого континента «Aria Award» – живет и работает в Австралии, в Сиднее. Им написаны десятки песен на английском языке, многие из которых становились шлягерами. Сегодня мы продолжаем публикацию нашего интервью с маэстро.
-Какую цель Вы ставили перед собой?
-Выбиться в люди в своей профессии. В какой-то степени помогло и российское прошлое, потому что для австралийцев я был как бы диковинным зверьком. В этой области искусства русские вообще не были известны, поэтому на человека «оттуда» обратили внимание. И вскоре был заключен контракт с “Publishing Company”. С их легкой руки я стал вхож в профессиональные студии звукозаписи и стал записывать свою музыку.
Вскоре у меня появился менеджер, занявшийся мной очень серьезно. А следующий контракт на 4 года я подписал уже с всемирно известной американской компанией EMI. Были выпущены мои 2 сольные пластинки с написанной и продюсированной мною музыкой.
Плюс к этому я создал собственный бэнд ( Leon Berger’s Band) с которым мы успешно выступали на протяжении 10-ти лет в «Professional musicians club», вмещающий более 500 слушателей. Чтобы вы имели представление об уровне музыкантов, приведу ряд имен известных всем любителям музыки: John English, Marsha Hines , John Farnam, Dragon, Doug Williams, Doug Parkinson, Renee Geyer, знаменитейшая джазовая певица C.Macray etc.
С Джо Кокером связана особая история. Приехав на гастроли в Сидней, он зашел со своим бэндом к нам в клуб. А незадолго до его приезда, я на одной из завалявшихся пластинок отыскал песенку популярного американского актера, певца и композитора Рэнди Ньюмена «You can leave your hat on» («Шляпу можешь оставить»). В новой, сделанной мной аранжировке, песня, получив второе дыхание, зазвучала по-новому и вскоре стала одной из самых популярных в нашем репертуаре. И, как выяснилось позже, не только в нашем: в 1986 на экраны вышел фильм «9 and ½ недель» с Мики Рурком и Ким Бесинжер, где и прозвучала моя аранжировка этой песни в исполнении Джо Кокера. Мне же досталась записка с «трогательной» надписью: Thank you Leon! Позднее по тому же пути пройдет Ф.Киркоров, спевший мою песню «Ночными островами».
-Изменились ли Ваши предпочтения в музыке после переезда в Австралию?
-Очень и очень сильно. R & B (ритм и блюз) и мой учитель Рэй Чарльз, духовный и музыкальный отец в музыке остались навсегда.
Тогда, в России трудно было (да и опасно!) разобраться, где территориально проходит граница между политически управляемой, коммерческой и более настоящей музыкой и где ты хочешь и можешь себя культивировать. Поэтому необходимо было попасть в атмосферу новой страны, буквально через микроскоп рассмотреть мир, в котором ты живешь непосредственно в те моменты, когда хочется что-то «сотворить». Только тогда композитор будет говорить правдивым языком окружающей жизни, а не заниматься поверхностным нахватыванием.
-Ощущаете ли Вы себя австралийским певцом?
-Безусловно. К тому же я много гастролировал со своим бэндом по всей стране и без ложной скромности могу сказать, что мы были одним из достаточно известных ансамблей на пятом континенте. В начале выступали под именем «Leon Berger’s Band», позже сменили имя на «Naked Eye» («Невооруженный глаз»).
-А чем было обусловлено столь неординарное название вашего коллектива?
-То в мире музыке, что было видно из России, просматривалось как бы «невооруженным глазом». В Австралии мне пришлось очень серьезно перестраивать свои музыкальные позиции. И после первых десяти прожитых здесь лет, обрастая местным «мхом», я, время от времени, приходил к неутешительному выводу: чтобы сделать «звездную» музыкальную карьеру надо или родится здесь, или приехать сюда в довольно раннем возрасте.
-Но ведь Вы приехали 26-летним, неужели это поздно?
-Когда я приехал, то представлял собой необработанный европейский «сырняк». А экзотикой можно занять внимание только N-го количества людей и только на определенное количество времени. Тем не менее, я искал и находил пути для самовыражения, как певец и композитор. Я принимал участие во многих австралийских конкурсах, причем довольно удачно. Мне посчастливилось представлять за границей нашу страну трижды: в Японии, Новой Зеландии и Канаде. Предварительно требовалось победить во Всеавстралийском конкурсе, где участвовало от 10 до 20 тысяч человек. На международной эстрадной орбите добился несомненных успешных показателей: в первый раз – 2-е место, второй – 3-е и почетное место в первой десятке. Удалось выиграть несколько конкурсов и в самой Австралии.
Композиторская деятельность тоже протекала удачно: начал писать по заказу крупных австралийских и зарубежных компаний. Знаменитая программа Ларри Кинга, телеведущего CNN в течение двух с половиной лет выходила в эфир под мою музыку, используя ее в качестве “identification signature”. Это, как позывные (подмосковные вечера) радиопрограммы «Маяк».
-Ощущаете ли Вы себя также и актером?
-Хороший вопрос! В течение многих лет я очень часто и успешно выступал на местном телевидении. Я думаю, что не было ни одного TV-Show без моего участия: “Don Lane Show”? Bob Rogers Show”, “ Mike Walsh Show”, “Midday”, “Good Morning Australia”, ”Count down”, Donny Suterland”, “Farhnam & Byrne”, “Hey, hey its Saturday” и т.д. Сейчас все уже и не упомню. Мне, как лидирующему певцу, приходилось разыгрывать на подмостках сцены сценки и скетчи. В общем, пришлось испытать все прелести актерского ремесла, давая зрителям все, что они хотели видеть и слышать. Когда берешь микрофон в руку и выходишь перед многотысячной аудиторией, то должен что-то изображать, нельзя стоять, как истукан!
-Леонид, расскажите, когда пришел к Вам первый большой успех?
-В Новой Зеландии на международном конкурсе меня на два балла опередила, заняв первое место, певица Тина Кросс. Вскоре соперничество перешло в знакомство, и я написал и спродюсировал для нее целый альбом. Песня из этого альбома “Too young to promise” стала безоговорочным лидером австралийских хит-парадов, выйдя на первое место. Вскоре с Тиной мы записали еще один хит, занявший 12-е место – “Body talk”. Последняя наша совместная работа была менее успешной, хотя и вошла в top-forty
Чтобы было понятнее, поясню: каждая крупная компания выпускает 200-300 песен в год. Умножьте на количество крупных компаний, прибавьте к этому мелкие компании, плюс песни приходящие в страну из-за рубежа. Итог окажется довольно впечатляющим – неприступная, бронированная стена конкуренции, а пробивать надо! И пробивали…..
Потом в моей жизни был период «приключений в области русских ресторанов» и русской эстрадной музыки. Это особая история!
-Леонид, говоря о русской эстраде, нашим читателям безусловно интересно было бы узнать о о Вашем знакомстве с А.Б.Пугачевой.
– Алла Пугачева вошла в «ВР» сразу после моего ухода. До эмиграции мы не пересекались и лишь в 1989г., во время ее австралийских гастролей состоялось наше знакомство. После чего она меня пригласила принять участие в «Рождественских встречах», где я исполнил две свои песни, одну из них – «Ночными островами» (Магдалена) – спел позже Ф.Киркоров. Просил написать еще одну, пригласил в гости, но адрес почему-то не оставил. Оставил записку: «Спасибо Леня!». Ну, ничего. Зато я отлично погудел со всем тогдашним российским поп-бомондом. И на том спасибо.
Вскоре последовало приглашение на следующие «Рождественские встречи» во Дворце Съездов, но поехать не удалось. В Москве в то время начались серьезные волнения: обстрел Белого Дома, история Руцкой-Хасбулатов. Мои московские друзья настоятельно рекомендовали мне воздержаться от поездки: «…не хватало тебе только попасть под пули». Но существовала еще одна достаточно весомая причина отказаться от поездки.
-Какая же, если не секрет?
-У меня на руках был проект, очень серьезный, я не мог, не имел морального права его бросить. Серьезные люди с 10-го канала телевидения предложили мне заняться продюсированием звезды популярного сериала “E-Street” – Мелиссы. С ней мы сделали целый альбом, который имел ошеломляющий успех! Первая же песня “Read my Lips” («Читай по моим губам») пробила дыру в хит-параде, вылетев на первое место с поистине космической скоростью, обогнав Брайана Адамса с его нашумевшим шлягером из к/ф «Робин Гуд». Мелисса завоевала две “Aria Award”! Это австралийский «Грэмми» в области музыки.
Кстати я Вам запамятовал рассказать, что Тина Кросс также дважды завоевывала эту премию и (история повторяется) в течение трех недель не пропускала саму Мадонну на первую строчку хит-парада!
Суммируя сказанное, могу сказать, что 80-е – 90-е годы были очень плодотворной и успешной полосой в моей творческой биографии. Этот период дает ответ на ваш вопрос о целесообразности отъезда. В то время включаю новости CNN – звучит моя музыка. С экрана телевизора Президент Буш старший произносит свою знаменитую фразу “Read my Lips”(т.е. внимательно слушай, что я говорю, это был период кувейтских событий). А в MTV, на первом месте Мелисса с песней “Read my lips”, которая звучала в то время по всей Австралии даже из утюгов. И следующая песня Мелиссы “Sexy in the World” возглавила хит-парад.
Позже мы опять с ней штурмовали топ форти, дойдя на этот раз до18-го места. Вы же понимаете, что рассчитывать в шоу бизнесе на постоянный топ-успех просто наивно, даже будучи мега-звездой мировой эстрады. А наши три прорыва на верхние строчки австралийских хит-парадов я расцениваю, как серьезную победу в борьбе с многочисленными местными и зарубежными исполнителями за лидерство.
-Ваши музыкальные пристрастия, чему Вы отдаете предпочтение?
-Я воспитан на классической русской музыке, вершиной которой считаю творчество великого композитора Модеста Петровича Мусоргского. Кроме того, с юношеских лет влюблен в музыку Рахманинова, Равеля, Дебюсси, Гершвина… – список можно продолжать до бесконечности.
-Но вы, наверное, хотели бы назвать и другое направление?
-Конечно – Джаз. И далее – Битлз. Безусловно, несравненный Рей Чарлз, который до конца жизни останется моим кумиром и духовным Учителем и вообще Гением рода человеческого.
-Встречались ли вы со своим Учителем или знакомство было заочным?
-Я не только неоднократно бывал на его концертах, но даже познакомился с ним лично. Это произошло через несколько лет после моего приезда в Австралию. Меня ему представили. Мы встретились и проговорили часа полтора. Для меня это было подобно встрече с представителем внеземной цивилицации. Такое не забывается!
-С кем из современных певцов вы хотели бы спеть дуэтом?
Если уж петь, то с кем-то неординарным, понимающим то, что и о чем поется в песне. И это совершенно не обязательно чтобы певец(а) был бы обладателем «большого имени». Главное творческое начало, индивидуальность, показ песни, а не выпячивание себя: посмотрите какой или какая Я! У меня были прекрасные дуэты и России, с Ларисой Мондрус, например, и здесь в Австралии – с Тиной Кросс. В новом альбоме записаны два моих дуэта с Наташей Морозовой, вот Вам и ответ: я с удовольствием спел с ней! Cкоро выйдет в свет (уже вышел! – прим. Ред.) наш совместный альбом «Скажи мне ДА!» и Вы, равно, как и все любители музыки сможете услышать, что мы там «натворили»!
-Леонид, и последний вопрос в рамках нашего сегодняшнего интервью – хотели бы Вы вернуться в Современную Россию?
-В творческом смысле, безусловно, да! В России у меня много хороших, добрых друзей. Мне, безусловно, очень хочется их увидеть. Есть, что показать… Уверен, в этом году наша встреча обязательно состоится!
Для Специального Радио
Материал подготовил Александра Фоменко
(Австралия, Сидней)
«НАЧНУ С КОМПЛИМЕНТА» АВСТРАЛИЙСКОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНОМ БЕРГЕРОМ. ЧАСТЬ 1: «STRONGLY RECOMMENDED»
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: