Search for:
 

«Веселые Ребята»: Игорь Гатауллин собрал новый состав популярного ансамбля

Веселые ребята: Буйнов, Алёшин, Глызин, Гутауллин, Файбушевич
Веселые ребята: Буйнов, Алёшин, Глызин, Гатауллин, Файбушевич

Игорь Гатауллин связан с ВЕСЁЛЫМИ РЕБЯТАМИ уже 30 лет. Он пришел в состав знаменитого ансамбля в 1974 году, когда ему было 23 года. После того, как ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА распались, Игорь работал сессионным музыкантом в Швеции, а потом уехал в свою родную Уфу, где был заместителем директора Оперного театра и музыкальным руководителем Драматического. Но 2 мая 2001 года «Ребята» собрались снова. Этот состав, в который вошли — вокалист и гитарист Игорь Гатауллин, трубач и перкуссионист Александр Чиненков, бас-гитарист и вокалист Петр Макиенко и барабанщик Виталий Валитов, называется «Веселые Ребята 13 лет спустя».

13 лет — это ровно столько, сколько ансамбля, по сути, не существовало. Начиная с 1988 года легендарного ансамбля не было ни на сцене, ни на телевидении, ни даже на радио. Сегодня все изменилось, и аншлаги на концертах ансамбля «Веселые Ребята 13 лет спустя» — хороший повод, чтобы поговорить с его лидером Игорем Гатауллиным об успехах сегодняшних и о «делах давно минувших дней».

«В 1965 году, — начал он, — когда мне исполнилось 14 лет, я в первый раз услышал «Битлз», причем даже не пластинку, а магнитофонную запись. Песня называлась «Love Me Do». И тогда же я начал играть на гитаре. А начал играть на гитаре потому, что мы ходили в походы. И так удивительно совпало: как только я взял в руки гитару, так я услышал «Битлз»! ЗнАково получилось! А потом у нас была команда, достаточно популярная в городе Уфе. Называлась она КУЗНЕЦЫ ГРОМА — нештатный ансамбль в местной филармонии. Это были 1966-67 годы. Мы были очень популярны: кого ни спросишь из нашего поколения, кто такие КУЗНЕЦЫ ГРОМА, — все нас знают. Мы были просто легендами.

Мы играли, что и все тогда — «Битлз», «Роллинг Стоунз». В то время польская музыка была популярна — мы играли и ее. И было несколько своих произведений, которые мы пели на русском языке. А в 1968 году мы с ансамблем уехали в Одесскую филармонию. С тех пор началась моя кочевая жизнь, и домой — насовсем — я уже не возвращался никогда. С 1968 года я на колесах.

Игорь Гутауллин (Веселые ребята)
Игорь Гатауллин (Веселые ребята)

Отслужив в армии, я переехал в Ленинград, где меня в 1972 году пригласили в группу САДКО. Незадолго до этого прежний состав разбежался — одни стали ЛЕСНЫМИ БРАТЬЯМИ, другие же ушли в ДРУЖБУ. Однако бывший участник этой легендарной питерской команды Саша Фохт решил возродить ансамбль. Если раньше это была роковая команда, то теперь мы играли джаз-рок. Но все песни были, конечно, на русском! Мы же готовились к сдаче программы в Ленинградскую филармонию. Потом я играл в ансамбле НЕВСКИЙ. Затем Алик Асадуллин перетащил меня в ВЕСЁЛЫЕ ГОЛОСА. А потом наступил период, когда мне стало уже тесно в Ленинграде, захотелось уже чего-то нового и интересного».

— Почему? Вроде бы, в Питере было масса классных составов? Те же самые ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ…

— Надо знать ситуацию в Ленконцерте. ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ тогда захирели, поскольку Толя Васильев занимался исключительно оперой «Орфей и Эвридика». Ансамбль КАЛИНКА, который вновь возродился, — это был откровенный «совок», а ДРУЖБА для меня была идеологически неприемлема.

И вот тогда поступило предложение от ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ. Понятно, что я хотел уехать из Ленинграда, но отнесся к этому приглашению не слишком серьезно. Впрочем, ансамбль ВЕСЁЛЫЕ ГОЛОСА, в котором я тогда работал, как раз собрался в Москву, где в театре Эстрады у нас должен был состояться концерт. И мы договорились там встретиться.

Одновременно я получил еще одно приглашение — от Юрия Антонова, который звал меня в свой ансамбль МАГИСТРАЛЬ. И вот закончился концерт, директор МАГИСТРАЛИ уже стоит надо мной с ручкой и чистым листком бумаги, требуя, чтобы я немедленно написал заявление о приеме на работу в ансамбль, но тут вдруг появляются — директор ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ Николай Агутин (папа Лени Агутина) и певец Толя Алешин. И вот здесь начинается настоящая детективная история: меня усадили в машину Агутина, довезли до какого-то темного переулка, где пересадили в машину Слободкина. И вот там, Павел Яковлевич убедил меня, что все дела творятся в Москве, поэтому нужно непременно переезжать в Москву. И не просто в Москву, а в ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА. И он начал перечислять, лауреатами каких конкурсов они уже были…

Короче, он меня убедил. Но были и кое-какие разногласия. В Москве я остановился у мужа Люды Барыкиной — Алика Петрова, известнейшего московского хиппи — он, кстати, в ДОБРЫХ МОЛОДЦАХ работал. И когда после концерта я приехал к нему домой, где мы выпили и закусили, Алик мне так и говорит: «Чего ты думаешь?! Какой Антонов! Да он музыкантов меняет, как перчатки!» А я-то не в курсе, я ж «с ленинграду», — и в столичные дела меня как-то особо никто не посвящал. А Ленинград хоть и называют «Северной столицей», но это, в общем-то, периферия.

Гатауллин и Барыкина (Веселые ребята)
Гатауллин и Барыкина (Веселые ребята)

И вот на стыке 1974-75 годов я переехал из Ленинграда в Москву. Пришел на репетицию, мне говорят: «Пой!» А чего петь-то? Я из репертуара ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ знал одну-единственную песню: «Ты ко мне не подходи» — она мне очень нравилась. Мне говорят: «Ну, спой ее! Под гитару!» Музыканты расселись в зале ДК «Красная звезда» (ныне — «Голден Палас»). Там были — Толя Алешин, Саша Чиненков, Саша Буйнов, Леша Пузырев, Валера Дурандин, Андрей Русанов. Я так переволновался, что готов был сквозь сцену провалиться! Я и слова забывал, и аккорды путал. На гитару не смотрел — мимо все играл. Для меня же они — звезды! Понимаешь? Правда, была поддержка со стороны Алешина и Агутина. А остальные сидели и только фыркали…

Но потом все оказалось не так уж и страшно. Втянули меня в работу. Это было интересно. Мы сразу же сели записывать пластинку. Это была гибкая пластинка, которая вышла на «Мелодии». Она называлась «Песни О.Фельцмана на стихи А.Вознесенского». На ней были записаны четыре песни, в которых я солировал: «Летайте самолетами Аэрофлота», «Первый лед», «Разлука» и «Дальняя песня». Но лучшая пластинка всё же была записана в Германии. Это был миньон, в который вошли песни «Трава-мурава», «Мой дом», а также — инструментальная вещь — попурри, написанное под впечатлением от Хэрби Хэнкока…

— Игорь, когда ты пришел в «Веселые Ребята», какие у тебя еще были сольные номера?

Сергей Рыжов
Сергей Рыжов

— Ко мне прилепилась «Ты ко мне не подходи», которую я исполнял на прослушивании. Еще я пел «Мамину пластинку», а потом я написал песню «Сон в летнюю ночь», которую — в кои-то веки! — дали исполнять автору. Мне кажется, что своим приходом я ничего особо не изменил, тем более что поначалу кроме помощи вокальной группе и гитарного аккомпанемента я ничего не делал. В этом ансамбле был Алешин, который очень грамотно и очень тонко перенял лермановскую манеру. Но эта программа была действительно любима нами, она была насыщена песнями лирическими, были там и клевые, веселые, темповые песенки. А потом, когда уже невозможно было это петь, мы сделали из старых хитов попурри.

— А что значит «стало невозможно это петь»? Уже все надоело?

— Не нам это надоело, а Слободкину, который смотрел по сторонам в поисках «модности». Павел Яковлевич все время диктовал форму, стиль музыки. Что петь? Как петь? Зачем петь? Тогда мы и сделали попурри из наших любимых хитов, которые стали уже как бы не модными, и все равно открывали ими концерт.

Я считаю, что у ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ было три всплеска. Первый состоял из песен «Алешкина любовь», «Люди встречаются», «Старенький автомобиль», а его вершина — это пластинка «Любовь — огромная страна». Я в этом всплеске не участвовал, но он повлиял и на меня, и на всех без исключения музыкантов, игравших позже в составе ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ.

Второй всплеск — это творчество того состава, который сопровождал Аллу Пугачеву в Болгарию, на победный для нее конкурс «Золотой Орфей», а в 1975 году получил приз чехословацкой фирмы грамзаписи «Супрафон» за лучший «живой» звук на концертах.

— Но к этому времени из состава «первого всплеска» уже мало кто остался в группе. Ушли Петерсон, Витебский, Полонский, Хабазин, Фазылов… Уехали Лерман и Бергер…

— Уже позже, работая в «Веселых Ребятах», я разговаривал с людьми, в частности, с Буйновым и Дурандиным, которые считали, что Слободкин постарался избавиться от тех людей, с которыми он начинал это дело, потому что ему нравилось, когда к нему обращались «на вы», когда его называли «Пал Яковлевич» и т.д. А те люди, с которыми он начинал, бросали ему: «Паша, привет!», на что он, судя по всему, страшно обижался. И потихонечку, «грамотно» от них избавился.

— А куда, кстати, ушли Хабазин и Фазылов? Они исчезли так внезапно!

— Хабазин встретил девушку и уехал с ней в Испанию. При каких обстоятельствах ушел Фазылов, я не знаю, но сейчас он — министр печати Узбекистана.

Игорь Гутауллин
Игорь Гатауллин

— А третий всплеск?

— Это альбом «Банановые острова».

— Как?! Насколько я знаю, альбом «Банановые острова» первоначально распространялся «подпольными» студиями звукозаписи, причем имел колоссальный успех. Более того — «Банановые острова» в своё время были чуть ли не символом андерграунда!

— Тем не менее, этот альбом был записан на базе ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ в ДК имени Свердлова. В записи принимали участие — Юрий Чернавский, Сергей Рыжов, Юрий Китаев, Александр Буйнов, Владимир Матецкий и я. Придя в ансамбль в 1982 году, Чернавский заразил Слободкина идеей создания театрализованного действия. Для него-то и писалась эта музыка в модном стиле «нью-вэйв», шились костюмы и строились декорации. Львиную долю альбома записал наложением сам Чернавский: саксофон, голоса, клавиши. Это была фантастика, ведь Юре Чернавскому для создания всех необходимых звуковых эффектов приходилось пленочку по сантиметрам вырезать и потом склеивать ее! Опять вырезать и снова склеивать!

— А кто писал слова для «Банановых Островов»?

— В основном это были совместные опусы. Это же не стихи, это, по сути, лишь какие-то образы. Чернавский постоянно требовал: «Дайте фишку! Фишку мне дайте!» «Фишка» у Чернавского была любимым словом. Однажды мы были на гастролях, сидели в гостинице, Китаев напевал мелодию: ту-ту-ту-ту… а Сережа Рыжов, который долго молча все это слушал, лежа на койке, вдруг говорит: «Мальчик Бананан!» — в смысле: пошли вы все «на-на-на!» «Вот она! Фишка!» — закричал Чернавский и тут же записал эту «фишку» в свой блокнот.

Первоначально планировалось, что мы будем все это петь по ролям. Но когда Юра принес демо-запись, где он сам все спел, мы в один голос сказали, что не надо ничего менять, никому другому не надо ничего петь! Пусть все останется так, как оно есть!

Премьера спектакля в СССР так и не состоялась. Это произошло «на ура» во время наших гастролей на Кубе. Всем было удивительно, никто не верил, что мы, русские, соберем почти «биток» на открытой площадке в Гаване, и что мы поставим «на уши» темпераментных кубинцев! Но широкой публике в Советском Союзе этот спектакль так и не был показан. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА на своих концертах исполняли только три номера из него: «Банановые Острова», «Мальчик Бананан» и «Робот». Для меня это был подарок судьбы: играть с Серёгой Рыжовым, Юрой Китаевым и Юрой Чернавским. Я опять ощущал подъем. Но потом начались новые веяния: вошли в моду «песнюшки», к которым нужна была только смазливенькая мордочка на телевидении. Все пошло на убыль и от этого состава мало что осталось.

Игорь Гатауллин
Игорь Гатауллин

— И, в конце концов, ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА распались?

— Да не распались, а разошлись, так как никаких предпосылок, чтобы распасться, не было. Все происходило естественным образом, ведь Павлу Яковлевичу Слободку все это, наверно, стало уже скучным, поскольку он уже тогда занялся своим центром и занимался им серьезно, занимался при поддержке правительства, а там — новые знакомства, новые сферы… Тогда и я понял, что все катится на «нет», и мне тоже это стало неинтересно. Так что уход мой был будничным, повседневным. Так случилось. Сама жизнь так распорядилась. Но точно так же мы и собрались сейчас вместе — тоже совершенно естественным образом. Не было никакой интриги, не было глобальной идеи сделать на этом бизнес. Просто музыканты, которые встретились 13 лет спустя…

Удивительно, мы приезжаем на концерт, а нас все помнят! Вот что главное! Мне казалось, что о нас давно все забыли, а оказывается, что нас ждали! Первое выступление этого состава «Спустя 13 лет» состоялось в Кремле на творческом вечере Добрынина. Мы там встретились с Полонским, который сейчас в ансамбле у Лещенко играет, и Витебским, и они в один голос говорят: «Мужики, это же клево! Это так здорово!» Со второй-третьей песни весь зал уже начинает петь. А после концерта — не дети, а взрослые уже мужики — подходят примерно с одними и теми же словами: «Спасибо, ребята! Мы росли под ваши песни».

«Звучит банально, но, наверное, они действительно нужны людям», — закончил Игорь Гатауллин свой рассказ о закатившейся звезде советской эстрады, которая взошла благодаря усилию и таланту тех самых «подпольных» московских рок-музыкантов, отдавшим проекту ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА не только свои трудовые книжки, но и лучшие годы своей молодости…

P.S. От себя хочется добавить следующее. Решение Слободкина отказаться от спектакля выглядит странным. Почему же Слободкин отказался от проекта «Банановые острова», который в 1983 году стал распространяться по андерграунду? Ведь известно, что именно образ Мальчика Бананана послужил Сергею Соловьеву отправной точкой для съемок культового фильма «АССА», в котором представлена «молодежная» версия начала «перестройки». Действительно ли Слободкин ошибся? «Такое впечатление, что он просто примерил костюм «мальчика» на себя, — считает социолог Андрей Игнатьев, — и костюмчик ему явно не подошёл». Действительно, это явно прикид для «Паши», а не «Павла Яковлевича»… Вот тогда-то Владимир Матецкий и отдал запись «Банановых Островов» своему старому приятелю, «писателю из андеграунда» Александру Агееву, усилиями которого альбом в тысячах копий разошелся по всей стране.

Для Специального радио
ноябрь 2004 года

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.